Преподавание литературы Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2047 Шумовская Светлана Викторовна, учитель начальных классов Цели:
Ход урока - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. - Приготовьтесь к дыхательным упражнениям и речевой разминке. Сядьте правильно. Расслабьтесь. Наша задача произносить звуки чётко, читать целыми словами. - Сначала разомнём язычок. 1. "Проколю щёку". (С силой упираемся языком то в одну, то в другую щёку) 2. "Колечко". ( скручиваем языки колечком) - Теперь подышим. 1-2-3-4-5 - вдох 1-2-3-4-5 - выдох 1-2-3 - вдох 1-2-3 - задержка 1-2-3 - выдох 1-2-3-4-5 - вдох На выдохе: Волки рыщут - пищу ищут. а) удивлённо б испуганно в) презрительно На доске фразы: Дремлет лес под сказку сна. - Откуда эта фраза? ( С. Есенин "Пороша") Тишина, даже ветка не хрустнет. Вывод: Подготовили речевой аппарат. Вот теперь самое время проверить домашнее задание. - Откройте учебники. Наша задача проверить свои навыки: правильность, беглость, осознанность, выразительность. Повторите. Прочитайте друг другу любой понравившийся отрывок. Выслушай оценку товарища. Подумай над вопросом: - Какие чувства ты бы хотел донести до слушателей? -Пожалуйста, поделитесь с нами ответом на поставленный вопрос. - Чьё чтение вам хотелось бы послушать? Чтение вслух. - Чьё чтение вам хотелось бы отблагодарить "пятёркой"? Почему? - Какие бы советы дали остальным ребятам? - Какой отметкой оцените их чтение? - Прочитайте слова с доски: метель, метелица, позёмка, вьюга, пурга, буран - Что общего в значении этих слов? ( зимний ветер, поднимающий и кружащий в воздухе снег) - Каким словом называют слабый ветер, который как бы стелется по земле, увлекая за собой снег? (позёмка) "День всё короче, - Какое бы слово подошло для того, чтобы передать силу такого ветра? (буран) - Расставьте слова в порядке уменьшения силы ветра. (буран, пурга, вьюга, метель, метелица, позёмка) - В произведении, заданном на дом речь идёт о:? (метели) - Какие слова из произведения помогают представить картину леса после метели? Вывод: Молодцы! А теперь подведём итоги. Оцените, пожалуйста, свою работу. - Почему так? - Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". Читает учитель наизусть. - Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться) Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось. - Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием. Чтение детьми: "спринт" шёпотом в парах друг другу Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения. Зарядка для глаз. Чтение вслух. - Представьте, что вы оказались рядом с Тютчевым и наблюдаете эту картину. - Какое настроение у вас возникает, какие ощущения? - Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку? Почему? - Кто назван чародеем? -К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка? - Кто такой чародей, волшебник? Что он может? Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других. На ваш выбор я предлагаю два вопроса: Что происходит зимой? Какие волшебства творит чародейка-зима? - Как вы считаете, какой подходит больше к этому стихотворению? - Почему зима предстала перед поэтом волшебницей? - Опишите действия чародейки-зимы. (околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой) - Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован. - Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же) - Как вы себе представляете заколдованный лес? - Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой) - Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление) - Давайте прочитаем эту строку с таким чувством. - Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой) Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь. Чары - волшебство. - Красив ли этот лес? - Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром) - Как лес изменяется под лучами солнца? - Знаете, что , ребята, меня поразило? Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная. - Какую красоту можно назвать ослепительной? - Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование) - Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами) - Он создал "поэтическую" картину. Оказывается, можно рассказать о зиме и музыкой. - Послушайте, как рассказал о зиме композитор.( на усмотрение учителя) Слушание музыки. - Подумайте, отличаются ли их рассказы? - Что вы видите в них общего? Вывод: Зима у них красивая, спокойная, неподвижная, торжественная, таинственная. - Хочется ли вам ещё послушать и прочитать самим это произведение? - Чем вызвано это желание? - А теперь самостоятельно друг другу прочитайте это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух. - Какое чтение считается выразительным? Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса. Прослушивание 3-5 учащихся. Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха. После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова? Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. - Прочитайте его имя. Запомните его. Фёдор Иванович Тютчев - Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось! Итог: Пришло время оценить свой труд. - Как вы работали на уроке? (сигналы) - Улучшили ли вы свои навыки? - Над чем надо ещё поработать? - Какие качества характера надо в себе воспитывать? Домашнее задание: Стихотворение выучить наизусть. К наиболее понравившимся строкам стихотворения подобрать иллюстрации. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |