Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Проблемы нравственности и духовности в произведениях зауральских писателей (урок-размышление по повести И.П. Ягана "Рассветы над Байдановкой" и повести В.Ф. Потанина "Доченька")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Проблемы нравственности и духовности в произведениях зауральских писателей (урок-размышление по повести И.П. Ягана "Рассветы над Байдановкой" и повести В.Ф. Потанина "Доченька")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1233

Гранкина Любовь Михайловна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы

Цели:

Образовательная -

  • познакомить учащихся с содержанием и проблемами повестей И.П. Ягана и В.Ф. Потанина;
  • помочь осмыслить прочитанное.

Развивающая -

  • развивать творческие и исследовательские умения и навыки;
  • совершенствовать монологическую речь школьников.

Воспитывающая -

  • воспитывать вдумчивое отношение на примере прочитанных текстов к жизни, окружающим, к себе, ответственность за свои поступки;
  • пробуждать интерес к творчеству зауральских писателей.

Задачи:

  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • поддерживать эмоционально-положительную атмосферу обучения;
  • создавать условия для общения в учебном процессе.

Оборудование: портреты писателей, эпиграфы, тексты повестей.

Эпиграфы к уроку:

Нравственность есть наука об отношениях между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. (Гольбах)

Нравственность есть Правда. (В.М. Шукшин)

Духовность - духовная природа, внутренняя нравственная сущность человека. (Большой Толковый словарь)

(Эпиграфы на доске закрыты)

Слово учителя.

Есть в жизни какая-то загадка. Между первым вздохом и последним выдохом расположена целая Вселенная со своими галактиками и планетами, материками и островами. Человеку отпущен на земле короткий, но нелегкий путь. Всем приходится идти этой дорогой судьбы. Главное - пройти ее достойно, чтобы ни о чем не жалеть. Есть такие понятия, с которыми каждый из нас живет, они составляют его внутренний мир.

Какие, по-вашему, это понятия?

  • Совесть
  • Честь
  • Достоинство
  • Труд
  • Душа

Они являются тем критерием, по которому судят окружающие и по которому судит себя человек сам.

Ответчиком и прокурором выступает душа. Если болит, значит, душа живая.

О душе написано немало стихов.

Послушайте стихотворение Андрея Дементьева, подумайте, что же есть душа.

Чтение ученика.

Андрей Дементьев.

* * *

Из всех открытий всего дороже
Открытье друга, его души.
И мы с тобой, словно два прохожих,
Почти всю жизнь к этой встрече шли.

И наша дружба -
Как древний город,
Что прячет в недрах своих земля.
Я открываю твои просторы
Добра и света...
Поздравь меня.

Я открываю твои печали,
Твои восторги в самом себе,
Чтоб две души,
Две судьбы звучали,
Как два цветка на одном стебле.

И, если нас доконает служба,
Иссушит боль
Иль собьет вина, -
Нам будет донором наша дружба.
А группа крови у нас одна.

Вывод учащихся.

Душа - это выражение внутреннего мира человека, его мыслей, взглядов, отношений, любви, счастья.

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем размышлять над проблемами, поднятыми талантливыми зауральскими писателями И.П. Яганом и В.Ф. Потаниным.

В чем призвание человека на земле?

Что такое духовность? Нравственность?

Мнения учащихся.

Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Вы уже знакомы с жизнью и творчеством писателей-земляков И.П.Ягана и В.Ф.Потанина. Любовь к родному краю, природе, людям - то, что объединяет их.

В своих произведениях они обращают внимание на актуальные и вечные проблемы духовности и нравственности, утверждая, что совестливость, правда, любовь, сострадание являются важными свойствами человеческой души, непреходящими ценностями. Впитанное в детстве становится истиной, конкретным и зримым, как "земля" и "хлеб". Для авторов неважно, где и когда происходит действие, Важно, какие поступки совершают герои, что они чувствуют, что делает их счастливыми.

Это произведения о судьбе и внутреннем мире человека, нравственном отношении к жизни, о выборе главного, что ждет каждого в итоге - Вечность или Пустота. По словам В. М. Шукшина, "нравственность есть правда".

Выявление впечатлений учащихся. Свободный микрофон.

Интересно ли вам было готовиться к уроку?

Какие первые впечатления от чтения повестей?

  • В повести "Рассветы над Байдановкой" много счастья, любви, радости в воспоминаниях о детстве, о семье...
  • Потрясло несовпадение моего впечатления от "теплого" названия повести с тем чувством, которое вызвала "доченька": возмущение, даже презрение...
  • Думаю, что проблема отцов и детей надумана. И взрослые не всегда понимают друг друга. Есть проблемы взаимопонимания, духовного общения, любви, милосердия и равнодушия. Многое зависит от самих людей. Важно не только научиться брать, но и отдавать...
  • Трудно понять дочь Николая Петровича (повесть "Доченька"). Она моя ровесница. Но мы с разных планет, где живут люди и звери.
  • Друзья - те люди, которым веришь так, как себе. Предательство вызывает презрение и негодование.

Актуализация проблемы.

Повесть И. Ягана "Рассветы над Байдановкой".

В чем особенность повести "Рассветы над Байдановкой"? (Автобиографическая повесть, воспоминания о детстве).

Почему, по вашему мнению, много тепла и света в произведении о нелегком времени? (Воспоминания о детстве, семье).

Что значит для человека детство? Семья?

Размышления учеников.

Лабораторная работа. Поисковая работа с текстом.

Краткая запись выводов.

1 Сохранение традиций.

  • Не рвалась, продолжалась нить, связывающая поколения песнями, обычаями, добрыми отношениями.
  • Тополя, посаженные отцом, были гордостью семьи и Байдановки. Бережное отношение к тому, что сделано отцом.
  • Пение мамы и бабушки, игра отца на гармонике. "Много пелось веселого и грустного". Оптимизм, жизнелюбие.
  • В доме порядок и чистота. Всем хорошо.
  • Мы сидим...и занимаемся свои делом.

2 Уроки бабушки.

  • Она любила справедливость и нас учила поступать по совести.
  • Учила любить труд.

3 Уроки матери.

  • Доброта, сострадание, бескорыстие. Чтобы помочь заболевшему мальчику Ишимке из соседнего аула, отправилась за врачом в соседнюю деревню.
  • Хотела всех видеть счастливыми.

4 Уроки отца.

  • Трудолюбие, забота о семье, мудрость, широта натуры.

5 Духовное родство. Относить обед отцу в поле-счастье "Мы ничего не говорим, просто смотрим друг на друга и все понимаем".

  • Радостно видеть работающего в поле отца.
  • Возвращение отца с войны. Думы о будущем. Сразу определил место для нового дома.

6 Добрые поступки и дела. Причастность к труду (воспоминания героя о себе).

  • Помогал взрослым (как и другие мальчики) во время сенокоса, был свинопасом.
  • Помогал бабушке-соседке и был горд этим.
  • Подарил другу любимую вещь - нож с двумя лезвиями. Бескорыстие.

7 Душевные переживания.

  • Плакал, когда волки загрызли любимую собаку.
  • Испытывал неловкость за свое счастье перед ровесниками, отцы которых не вернулись с войны.
  • Готов был снести любую обиду и отдать самые дорогие сокровища.
  • Переживал, был опечален гибелью Тани - "почтарки", которая пешком отправилась за почтой в метель (все так ждали известий с фронта).

8 Благодарность души. Память сердца.

  • Был счастливый, хоть и голодный. Счастливый, потому что мама была со мной.
  • "Мама Везде и всюду. Болит моя совесть, болит оттого, что не успел сказать...ласковых слов...

До конца дней не смогу простить свою вину перед тобой...Я с тобой был сильнее. Каждую весну приезжаю к тебе, чтобы успокоить душу, в которой вызрело столько тревог".

  • "Вот почему хочу рассказать людям о тебе. Пусть они говорят своим матерям побольше добрых слов - пока не поздно..."

Обобщение.

Что, по мнению писателя, по вашему мнению, значит для человека семья?

Мнения учеников.

Запись на доске и в тетрадях.

дом Д
семья У
связь поколений Х
верность семейным традициям О
святое отношение к родным В
ЧЕЛОВЕК - взаимопонимание Н
уважение друзей, знакомых О
труд С
радость общения Т
счастье Ь

"Счастье - это когда тебя понимают", - так написал в своем сочинении один из героев фильма "Доживем до понедельника".

- А вы согласны?

Вывод.

- Связь поколений не прервется, если не будем забывать о тех, кого уже нет. Они живут в нашей памяти.

А что значит для каждого человека детство?

Размышления учащихся.

  • Детство - начало духовной жизни, закаливание характера
  • Понимание семьи как дома, живущего общей жизнью
  • Гармония души с окружающим миром

Слово учителя.

У каждого человека должен быть свой мир, который без семьи, теплых отношений, любви, заботы друг о друге утрачивает смысл.

2008 год был объявлен Президентом годом Семьи. И это говорит о том, что Семья-основа жизни, делает каждого из нас сильнее, увереннее , помогает отличать добро и зло, делать важный нравственный выбор.

Повесть В.Ф. Потанина "Доченька".

Интервью у учащихся.

Каким настроением проникнута повесть?

Почему?

90-е годы - разрушение системы ценностей. Приметами времени стали заполнившие духовный вакуум жестокость, цинизм, бездуховность.

Чем похожи и чем отличаются повести В. Потанина и И Ягана?

Духовным единением героев с родителями, окружающими людьми, природой. События происходят в разное время. Повесть И.П.Ягана - это воспоминание о военном и послевоенном детстве, а в повести "Доченька" В.П.Потанина показаны события 90-х годов.

  • Повесть "Доченька" - монолог героя.
  • Конфликт его с самим собой.
  • Частое возвращение в детство (мысленно), прошлое.

Детство - самая счастливая пора.

  • Воспоминание о елке, морковном чае, вкуснее которого ничего не было. И ожидание возвращения с войны отца и дяди.
  • Для них на столе стояли две пустые чашки - надежда, что будут живы.
  • Детство - ощущение заботы матери, желание помочь ей.

Создание проблемной ситуации.

Почему произошло разрушение крепкого круга - Семьи, в которой были любимая жена и обожаемая дочка Леночка? Почему иллюзорным стало казаться герою его недавнее счастье?

Осмысление текста. Поисковая работа.

Краткая запись.

  • Время повлияло, когда одежда, деньги, косметика стали для Леночки критерием оценки социальной и личностной.
  • На всю зарплату купили дочери золотое колечко.
  • На последние сбережения приобрел отец Леночке магнитофон.
  • Бабушка раздражает - плохо слышит, " по-колхозному" подвязан платок, руки все время темные и опухшие.
  • Выкинула в снег котенка, который надоел мяуканьем.
  • Для Леночки, ее одноклассницы Оли и друга Саши душа - это болтовня и демагогия. У человека есть только дело.
  • По мнению студента Саши, если есть дело, тело, душа не нужна.
  • Колечко, подарок отца, Леночка отдает подруге, т.к. не ценит этот подарок.
  • Когда Оля попадает в больницу, не о ней думает Леночка, а о том, как лучше снять с пальца кольцо.
  • Презирает родителей, которые не умеют жить, по ее мнению.
  • Николай Петрович, терпимый и мягкий человек, не в состоянии принять этот поступок, являющийся предательством подруги, всей его жизни, посвященной дочери.

Почему Леночка из милого ребенка превратилась в монстра?

Кто в этом виноват: стечение обстоятельств, время, человек?

Размышления учеников.

  • Эгоизм.
  • Неумение любить, заботиться о других.
  • Привычка брать, но не отдавать.
  • Равнодушие и неуважение к близким.
  • Вещи - критерии оценки людей.

Как вы понимаете слова героя повести "Доченька", Николая Петровича: "Что будет со мной завтра? А после завтра? А через год?.. Неужели я проживу еще целый год?"

Он готов пережить предательство дочери, верит в ее взросление.

Как бы ни было тяжело, но жизнь продолжается. И опять встает солнце, и опять приходит день, зовущий в дорогу. И в этом есть смысл: человек тем и живет, что преодолевает тяготы и страдания. Преодолевает себя.

Рефлексия.

Что вам понравилось сегодня на уроке?

Над какими жизненными вопросами, проблемами заставили задуматься повести В. Потанина и И. Ягана?

Изменилось ли что-либо в вашем понимании жизни после знакомства с героями произведений?

Подведение итогов урока.

Размышляя над страницами повестей В.Ф. Потанина и И.П. Ягана, мы убедились в том, что счастье человека - это сочетание труда, радости любви, работа души. Без духовности не может быть личности.

Произведения Потанина и Ягана - уроки нравственности. Чтение помогает понять глубину авторского замысла. Подрастающий человек нуждается в осмыслении назначения жизни, роли семьи. Произведения помогают в этом, утверждая нравственность, духовность, совестливость, правду-то, что всегда было присуще русскому человеку.

Домашнее задание. Написать сочинение-эссе "Послесловие к уроку".


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21