Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
"Секреты русской речи"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

"Секреты русской речи"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1317

Иванова Надежда Юрьевна, учитель русского языка и литературы

I. Вступительное слово учителя. Теоретическая разминка

Сегодня на уроке предметом нашего исследования вновь будут обособленные члены предложения.

Главная задача: раскрыть секреты употребления обособленных членов предложения в речи.

Но сначала теоретическая разминка. Прошу на вопросы отвечать точно и полно.

1) Что значит обособить члены предложения? (Обособить члены предложения, значит, выделить их знаками препинания).

2) Какие члены предложения могут быть обособленными? (Обособленными членами предложения могут быть определения, определения - приложения и обстоятельства.)

3) Чем могут быть выражены обособленные определения? (Обособленные определения могут быть выражены одиночными причастиями, прилагательными или распространёнными прилагательными, причастным оборотом.)

4) Чем выражены обособленные приложения? (Обособленные приложения выражены существительным с зависимыми словами.)

5) Чем могут быть выражены обособленные обстоятельства? (Обособленные обстоятельства могут быть выражены одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.)

II. Практическая разминка

Прочитайте предложения (предложения написаны на доске), выбрав верную интонацию, чтобы можно было правильно расставить знаки препинания.

1. Изнурённый трудами ночи я тут же уснул.
2. Не переставая лил дождь косой и мелкий.
3. Волны разбиваясь о камни достигали наших ног.
4. Антипыч как настоящий охотник назвал собаку Затравкой.

Учащиеся читают предложения, интонацией показывая, где нужно ставить запятые.

Объясните выделенные написания.

Спишите любые 2 предложения и графически объясните постановку знаков препинания. Подготовьтесь отвечать устно.

III. Творческое задание

Перестройте данные предложения в соответствии с заданиями и запишите их, расставив необходимые знаки препинания.

Задания написаны на доске напротив исходных предложений, ответы пока закрыты.

1. Изнурённый трудами ночи, я тут же уснул. ([  ] (потому что))
2. Не переставая, лил дождь, косой и мелкий. (Обособленное определение сделать необособленным.)
3. Волны, разбиваясь о камни, достигали наших ног. (Деепричастие заменить глаголом сказуемым.)
4. Антипыч, как настоящий охотник, назвал собаку Затравкой. (Приложение с союзом КАК заменить одиночным приложением без союза.)

В ходе проверки получились следующие предложения:

1. Я тут же уснул, потому что был изнурён трудами ночи.
2. Не переставая, лил косой, мелкий дождь.
3. Волны разбивались о камни и достигали наших ног.
4. Антипыч - охотник назвал собаку Затравкой.

Изменилось ли содержание в перестроенных предложениях? (Мысль, заложенная в предложениях первоначально, не изменилась.)

А что изменилось? (Изменилась грамматическая форма предложений, их структура.)

Насколько эта работа для вас значима, ценна? Какие выводы вы можете сделать? (Язык богат синтаксическими конструкциями, и об одном и том же можно сказать по-разному, что помогает избежать одинаковости в построении предложений.)

В этом и заключается первый секрет русской речи – умелое использование разнообразных синтаксических конструкций.

IV. Составление текста

1) Вернёмся вновь к предложениям, с которыми работали в начале урока. Мы уже сказали, что данные предложения осложнены обособленными определением, приложением, обстоятельствами. Обособленные члены предложения относительно самостоятельны, поэтому мы легко можем их изъять. Попробуйте это сделать. Какие предложения у нас получились?

Новые предложения заранее написаны на закрытой доске напротив исходных, чтобы наглядней было сопоставление.

1. Я тут же уснул.
2. Лил дождь.
3. Волны достигали наших ног.
4. Антипыч назвал собаку Затравкой.

Какие предложения вам больше нравятся? Почему? (Исходные предложения богаче. Они уточняют информацию /Антипыч – охотник/, дают эмоциональную характеристику герою /я, изнурённый трудами/, создают образную, выразительную картину, конкретизируя её /дождь, мелкий и косой; волны достигали, разбиваясь о камни/, вводят добавочное действие /лил, не переставая/.)

Значит, если мы используем в речи обособленные члены предложения, то речь становится богатой, яркой, точной, образной. В этом кроется второй секрет русской речи.

2) Перед вами самый упрощённый вариант текста (текст написан на доске). Данный текст нужно сделать более сложным, включив обособленные члены предложения.

Класс делится на группы по 5-6 человек, каждой группе даётся карточка с текстом и отводится время 8-10 мин. на выполнение задания. Затем тексты проверяются и оцениваются.

Карточка №1

? В данный текст введите обособленные члены предложения. Расставьте знаки препинания.

Однажды утром мы нашли родничок (обособл. определ., прич. об.)____________________

Он звенел (обособл. обстоят., дееприч. об.)_______________________ весёлой песней.

Над родничком на низкой ветке висел ковшик (обособ. прилож., сущ с зав. сл.)_______________________

Каждый путник держал в руках деревянный ковш (одиноч. прилож.)___________________ и пил чистую родниковую воду.

(Вот примерный вариант нового текста: Однажды утром мы нашли родничок, заботливо выложенный камешками. Он звенел, пуская мелкие пузырьки, весёлой песней. Над родничком на низкой ветке висел ковшик – глубокая чаша с резной ручкой. Каждый путник держал в руках деревянный ковш-птицу и пил чистую родниковую воду.)

Подобную творческую работу, но уже самостоятельно, каждый сделает дома.

V. Работа над грамматическим ошибками в предложениях с обособленными членами

Конечно, работая с обособленными членами предложения, нужно помнить о грамотном их употреблении. Вам предлагается карточка, выполните указанное в ней задание.

Карточки в печатном виде лежат на каждой парте.

Карточка №2

? В данных предложениях допущены грамматические ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Выбрав пьесу, была назначена репетиция.
2. Участникам, приехавшими на слёт, вручили сувениры.
3. В комнате было темно, освещённой лишь настольной лампой.

Предложения проверяются.

1. Выбрав пьесу, режиссёр назначил репетицию.
2. Участникам, приехавшим на слёт, вручили сувениры.
3. В комнате, освещённой лишь настольной лампой, было темно.

О каком секрете русской речи мы можем говорить?

В речи необходимо применять грамматические законы, чтобы избежать ошибок.

VI. Объяснение домашнего задания

Каждому выдаётся домашнее задание в печатном виде.

Карточка №3

? В данный текст на литературную тему введите обособленные и необособленные члены предложения (3 оборота).

Запишите полученный текст, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.

В 1903 году Л.Н. Толстой написал «После бала». В рассказе п..вествует(?)ся об одном дне Ивана Васильевича. Он был влюблё(н, нн) в Вареньку однако искре..ее чу(?)ство погубила (не)оправда..ая жестокость её отца. Иван Васильевич (не)мог пр..мирит(?)ся с этим и отказался от любви и вое..ой службы.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21