Преподавание русского языка Конспект урока русского языка в 6-м классе на тему "Имя существительное. Обобщение изученного"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1646 Королёва Татьяна Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы Цели: Оборудование:
Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы, постановка целей - Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока? - Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь. III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания - Дайте определение имени существительного. - Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных. (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом: а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель; б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник; в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор; г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег; д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец.) - Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных? (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный. Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура). IV. Повторение морфемного состава имён существительных - Какие морфемы записаны на доске? -л- -оват- -ец- -ушк- -еньк- -ич- -онок- -очк- -ть- -тель- -ищ- -ин- - На какие две группы можно разделить эти суффиксы? (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.) - Выберите суффиксы других частей речи. - Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька. - Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий) - В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами. - Какие слова записали? V. Орфографическая работа - Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего? плеч: родник сокровищ: луч: гореч: безветрие роскош: туч: сила задач: - К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы. (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: ) - Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных") - Как вы думаете, какое будет задание? - Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак. (1 ученик за доской) - Проверьте. Кто не согласен? - Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.) - Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку. - Назовите слова, в окончаниях которых пишется О. - Какая гласная в окончаниях других слов? (Е) - Объясните написание окончаний. VI. Работа с перфокартами - Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.) - Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е? - Проверим ваше умение использовать это правило на практике. - Приготовьте перфокарты, листочки.
- Сдайте работы. VII. Работа с текстом - На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.) - Прочитаем текст. Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето : . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : . У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств. - Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст. - Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"? - Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста. - Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.) - Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.) - Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью. - Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.) VIII. Подведение итогов - Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? - Оценки за урок: Тетради сдать. IX. Домашнее задание - Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |