Преподавание русского языка Обучение монологу на основе изученного художественного произведенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1229 Гатина Ландыш Наилевна, учитель русского языка и литературы; Летфуллина Лилия Рафагатовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: Тексты из повести А.К. Карамзина «Бедная Лиза», карточки-памятки, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Ход урока.Актуализация знаний.Учитель. На прошлом уроке мы с вами изучали монолог- повествование. Сегодня продолжаем изучение видов монологов. Цель нашего урока – научиться составлять монолог-описание. Фронтальный опрос.Учитель. Вспомните, пожалуйста, какой тип речи называется описанием? Ученик. Описание – это тип речи, где преобладает словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Учитель. Как вы думаете, в чем заключается цель описания ? Ученик. Цель описания - чтобы читатель, (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Учитель. Обратите внимание на памятки, лежащие на ваших столах. Любой текст, где есть лишь несколько эпитетов, можно назвать текстом описанием или нет?
Ученик. Нет, любой текст невозможно назвать текстом описанием. В тексте описании должно быть общее представлении о предмете, об отдельных признаках предмета, авторская оценка, вывод, заключение. Учитель. Да, ребята, вы правы. При описании предмета должны быть обеспечены единство изображения, единство взгляда на предметы и определенная последовательность в описании. Как вы думаете, какие художественно-изобразительные средства преобладают в монологе – описании и почему? Учитель. В монологе - описании преобладают эпитеты, то есть определения, также причастия и причастные обороты. Ведь именно они обозначают признак предмета. Для монолога описания характерны и сравнительные обороты. Основная часть.Учитель. Сейчас я предлагаю на ваш суд монолог берега пруда, где встречались Эраст и Лиза из текста №1 на ваших партах из повести Карамзина «Бедная Лиза» и монолог берега реки, где встречались влюбленные.
На интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора проецируется текст монолога берега реки. (Один ученик читает монолог берега реки, где встречались Лиза и Эраст).
Учитель. Соответствует ли текст монолога содержанию текста? Ученик. Я думаю, соответствует. Потому что есть цитаты из основного текста, сохраняется последовательность в описании чувств главной героини. Учитель. Проанализируйте содержание монолога. Докажите, что это монолог описание, опираясь на памятки. Ученик. Это монолог – описание, потому что , во-первых, здесь словесно изображается чувства Лизы по отношению к Эрасту. Например: «стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем; отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка; без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Во – вторых, сохраняется смысловая цельность, законченность. Сначала Лиза сомневалась, «стояла с трепещущим сердцем», потом, когда Эраст обнял её поняла, что он тоже любит, это «отозвались во глубине души её, как небесная, восхитительная музыка». Дальше она сама признается ему в любви: «Без глаз твоих темен светлый месяц; без голоса твоего скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен». Учитель. Какие еще признаки монолога-описания можете назвать? Ученик. Монолог насыщен эпитетами: потупленный взор, огненные щеки, трепещущее сердце, есть сравнительный оборот: как небесная, восхитительная музыка. Автор монолога использует краткие причастия: темен, скучен, приятен. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что это монолог – описание. Учитель. Я полностью с вами согласна. Да, это монолог – описание. Закрепление нового материала. Учитель. Теперь проверим домашнее задание. Дома вы должны были составить монолог-повествование от имени кучера из поэмы Грибоедова «Горе от ума». (Ответы учащихся) Учитель. Предлагаю к вашему вниманию еще один текст из повести «Бедная Лиза». По этому тексту составлен клише монолога берега реки, о последних моментах жизни Лизы и о событиях после её смерти. Учитель. Как вы думаете, как будет описывать берег реки последние моменты жизни Лизы? В клише вам предлагаются два варианта вступления. Какое из них более уместно в качестве вступления монологу – описанию берега пруда о последних моментах жизни Лизы? Проецируется на интерактивную доску.
1 вариант. Лиза очутилась на улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. Жестокий обморок прервал её мысли на время. Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда. 2 вариант. В этот день Лиза появилась у меня днем, встала под тению древних дубрав, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Волосы её были растрепаны. Ученик. По - моему мнению, второй вариант будет уместен для вступительной части монологу - описанию берега. Потому что в первом варианте, во-первых, монолог начинается с рассказа о том, что берег реки не может знать. Ведь эти события происходили в городе, а не на берегу. Во-вторых, Берег говорит: « Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда», получается монолог идет от второго лица. В монологах это не допустимо. В третьих, это вступление больше похоже на монолог – повествование. Поэтому я выбираю второй вариант вступления. Учитель. Молодец. Я тоже согласна с твоими выводами. Действительно, второй вариант вступления был правильным. Теперь я представлю вам и конец этого монолога.
Учитель. Перед вами начало и конец монолога берега, составленный по второму тексту из повести Карамзина «Бедная Лиза». Запишите его основную часть. Учитель. Прочитайте , что у вас получилось.
Учитель. Все ли согласны с этим вариантом текста? Действительно ли он соответствует требованиям монолога - описания? Обоснуйте свой ответ. Ученик. Нет, я не согласна назвать этот текст основной частью монолога – описания. Скорее всего этот текст можно было бы отнести к монологу -повествованию. Здесь рассказывается о действиях Лизы, а не о её чувствах. Учитель. Какой вариант смогли бы предложить вы?
Обобщение материала.Учитель. Ребята, исходя из всего о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, какому выводу мы пришли ? Ученик. В русском языке кроме монолога - описания есть и монолог описание. Композиция описания состоит из следующих частей: общее представление о предмете; отдельные признаки предмета; авторская оценка, вывод, заключение. Учитель. Вы правы. Что вы еще можете добавить? Ученик. В монологе - описании преобладают эпитеты, то есть определения, также причастия и причастные обороты. Ведь именно они обозначают признак предмета. Для монолога описания характерны и сравнительные обороты. Учитель. Домашнее задание.Напишите монолог-описание Лизы об Эрасте, пользуясь всем текстом повести. Молодой хорошо одетый человек, приятного вида, встретился мне на улице. Он купил у меня ландыши. Когда этот молодой парень пришел к нам на следующий вечер, я узнала его имя. «Меня зовут Эрастом» , - ответил он моей маме, когда она попросила назвать его свое имя. Я раз пять повторила это имя про себя, вписывая его в свою душу. Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. (Но последнее я узнала слишком поздно). Эраст оказался жестоким человеком. А ведь у него было такое доброе лицо, такой голос… Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |