Преподавание русского языка Урок русского языка в 4-м классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Имена собственные"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2214 Лисовская Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Задачи урока:
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер для учителя, проектор, экран, компьютеры для учащихся, мультимедийная наглядность учебного материала, изготовленная в среде POWER POINT (Приложение 1), CD «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», письмо дяди Фёдора, карточки № 1, карточки № 2, «золотые монетки» (Приложение 2). Ход урока I. Орг. момент. СЛАЙД № 1. На презентационном экране заставка урока, звенит колокольчик, возвещающий о начале урока.
II. Сообщение темы и задач урока. СЛАЙД № 2. На экране видеофрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино», затем появляется тема урока. - Тема сегодняшнего урока «Имена собственные», а проведём мы его вместе с героями мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», снятого режиссёром Владимиром Поповым по сценариям известного детского писателя Эдуарда Успенского. Герои мультфильма помогут нам разобраться, какие слова в русском языке являются именами собственными и как они пишутся.
Пальчиковая гимнастика.
III. Словарный диктант. СЛАЙД № 3. На экране появляется рубрика «Словарный диктант» и галчонок Хватайка. - Первое задание – словарный диктант нам предлагает выполнить галчонок Хватайка. Прослушайте загадки и запишите в тетрадь отгадки. Проверьте записанное в тетради с ответами на экране. Если есть ошибки – исправьте. СЛАЙДЫ № 4-9. После записи ответов в тетрадь на экране по щелчку левой кнопки мыши появляются правильные ответы и их изображения. Загадки.
- Оцените свою работу. (За правильно выполненную работу учитель выдаёт ученикам призы – «золотые монетки»). - Подумайте, каким из записанных слов можно дать имя? IV. Объяснение нового материала. СЛАЙД № 10. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Шарик задаёт Печкину вопрос. - Однажды пёс Шарик спросил у почтальона Печкина: «Зачем люди называют меня дважды: один раз – собакой, а другой – Шариком?» - Как вы думаете, что ответил на это почтальон Печкин? (Дети высказывают свои предположения). СЛАЙД № 11-13. На экране почтальон Печкин и собака Шарик. Печкин отвечает на вопрос Шарика. - А почтальон Печкин ему ответил: «Если мы хотим отличить собаку от других животных, например от кота или коровы, то мы используем название – собака. А если среди многих собак нам нужна только одна, то мы называем её по имени, например Шарик». Шарик: «Значит, кличка Шарик – это моё собственное имя?» Печкин: «Верно». СЛАЙД № 14. На экране два столбика слов. - Свои собственные имена имеют и другие предметы. - Прочитайте слова на экране. - Скажите, в каком столбике даны названия предметов, а в каком – имена этих предметов? - Задание от собаки Шарика. По щелчку левой кнопкой мыши Шарик озвучивает с экрана задание: «Каждому названию предмета подберите его имя. Дети называют сочетания слов, а на экране по щелчку мыши происходит соответствующее перемещение. - Назовите из указанных слов клички животных. После того, как дети правильно перечислят все клички на экране, по щелчку мыши изменяется цвет соответствующих слов, появляется изображение предметов со звуковым сопровождением. - Назовите имена и фамилии людей. (Аналогичные действия). - Назовите названия деревни и речки. (Аналогичные действия). - Матроскин, Мурка, Фёдор, Простоквашино, Гаврюша, Хватайка, Печкин, Простоквашка – это имена собственные. Какую закономерность в написании этих слов вы отметили? (Дети замечают, что все они записаны с большой буквы). СЛАЙД № 15. - Итак, мы с вами пришли к выводу (по щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется первая часть правила): Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, сёл, улиц – это имена собственные. По щелчку левой кнопкой мыши на экране появляется вторая часть правила: Имена собственные пишутся с большой буквы. V. Физминутка. СЛАЙД № 16. На экране заставка с музыкальным сопровождением.
VI. Закрепление. 1. Письмо дяди Фёдора. СЛАЙД № 17. На экране заставка следующего этапа урока со звуковым сопровождением. - Помните, ребята, мальчик, которого все звали дядя Фёдор, поселился со своими друзьями в заброшенном доме в деревне Простоквашино. Что сделал мальчик, чтобы родители не волновались за него? - Правильно, он написал им письмо. Это письмо сохранилось. (Показывает письмо на листе бумаги). Да вот беда, часть букв подтёрлась. Помогите восстановить письмо дяди Фёдора. Для того чтобы вы смогли поработать самостоятельно, я размножила это письмо. Откройте конверт, который лежит у вас на парте. - Внимательно прочтите письмо. СЛАЙД № 18. На экране письмо с пропущенными буквами. - Давайте вместе разберём задание. (Дети называют букву, которую необходимо вставить – строчную или заглавную, по щелчку буква появляется в нужном месте). - Назовите присутствующие в письме имена собственные. - С какой буквы пишутся имена собственные? - Перепишите письмо в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Дети, правильно выполнившие задание, получают призы – «золотые монетки». 2. Задание от мамы и папы дяди Фёдора. СЛАЙД № 19. На экране мама и папа дяди Федора. - Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю. - Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца. - Возьмите у себя на столе карточку № 1. Это задание от мамы дяди Фёдора. СЛАЙД № 20. Мама с экрана: «Измените слова по образцу».
- Как называются слова первого столбика? - Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши) Мама с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что имена людей пишутся с большой буквы». - Возьмите у себя на столе карточку № 2. Это задание от папы дяди Фёдора. СЛАЙД № 21. Папа с экрана: «Назовите слова парами по образцу».
- Как называются слова первого столбика? - Как называются слова второго столбика? (Щелчок левой кнопкой мыши) Папа с экрана: «Запишите слова парами. Помните, что отчества пишутся с большой буквы. Детям, правильно выполнившим задание, учитель выдаёт призы – «золотые монетки». VII. Проверка полученных знаний. Работа за компьютерами. СЛАЙД № 22. На экране заставка следующего этапа урока с музыкальным сопровождением. - Кот Матроскин предлагает нам поработать за компьютерами для того, чтобы определить насколько успешно вы освоили тему сегодняшнего урока. - Тихонько встаньте и займите место за своим компьютером. - Откройте обучающую программу-тренажёр по русскому языку «Фраза». - Установите параметры меню: Фамилия, имя ученика. Тема – Большая буква в кличках животных. Вариант – 45. - Нажмите левой кнопкой мыши на команду «Поехали!». Дети самостоятельно выполняют варианты с 45 по 47. Компьютер оценивает их работу. За каждую отличную оценку, выставленную компьютером, получают от учителя приз – «золотую монетку». VIII. Релаксация. СЛАЙД № 23. На экране надпись «Минутка отдуха», музыкальное сопровождение. - Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.
IX. Итог урока. Обсуждение результатов работы. - Итак, дорогие мои, наш урок подошёл к концу. Что нового вы сегодня узнали? - Интересно ли вам было работать на уроке? - Мои помощники, герои мультфильма прощаются с вами, ребята. СЛАЙД № 24. Видеофрагмент мультфильма, надпись «До новых встреч!» Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |