Преподавание литературы Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1202 Выборнова Евгения Алексеевна, преподаватель Я была тогда с моим народом А Ахматова. Цели:
Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, компьютер, материалы Интернета, компакт-диски с историческими и литературными материалами, тесты, олимпиада. Методы обучения – фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть, просмотр презентации и компакт-дисков с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения, выполнение тестов, работа с вопросами олимпиады. Тип урока – комбинированный. ХОД УРОКА.I. Организационный момент.Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу её жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии. II. Новая тема.На экране появляются слайды Презентации. Учащиеся записывают новую тему в тетрадь. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов.
III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.Письменно в тетради:
IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке.V. Домашнее задание.Конспект урокаI. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили её стихи. Вы обратили внимание на то, что начало её творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы. - Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии. Ответ: Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века. - Верно. II.Откройте тетради и запишите тему урока.Начинается компьютерная презентация. Слайд № 1. Учащиеся записывают тему в тетради. Слайд № 2.
На экране появляются вопросы, на которые учащиеся должны устно ответить. Слайд № 3. История любви Н.Гумилёва и А.Ахматовой нашла отражение в стихах. Учащиеся (юноша и девушка) читают наизусть стихи.
Слайд № 4. Учащиеся отвечают на вопросы. Ответ: Н.Гумилёв создал “Цех поэтов-акмеистов” (Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.) Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” и “Чётки”. Слайд № 5. Вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью…” ? Кто является героем этого стихотворения? Какие тропы заметили в стихотворении? Анализ стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью...” (1911). Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.” Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, - это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделённое от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез. Слайд № 6. Стихотворение “Я так молилась: “Утоли...”. Вопросы: Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова? Я так молилась: “Утоли Как дым от жертвы, что не мог Так я, Господь, простерта ниц: Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение “Пророк”). Таким образом, творчество Ахматовой не укладывается в рамки акмеизма. Слайды № 7-8. Казалось бы, в жизни А.Ахматовой всё складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека. Первая Мировая война. Стихотворение “Молитва” Слайд № 9. Н.Гумилёв в армии. Переписка. Учащиеся читают стихотворение “Ты письмо моё, милый, не комкай…” Ты письмо мое, милый, не комкай, Слайд № 10-11. Стихотворение “Молитва”. Вопросы: К кому обращено стихотворение? Какую жертву она готова принести? Во имя чего приносится эта жертва? Кровная связь с Россией особенно резко ощущалась в самые трудные времена, начиная с Первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”. Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию. Слайд № 12. “Не с теми я, кто бросил землю…” Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством: Не с теми я, кто бросил землю В каком стиле написано это стихотворение? Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю", “песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание". Какие противопоставления мы видим в этом произведении? Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. Слайд № 13. Дружба с О.Мандельштамом. В самом деле, ни единого удара не отклонили от себя. Они не отрекались от друзей. Поддерживали тех, кто подвергался репрессиям. Гибель Гумилёва, арест сына, поэма “Реквием”. Многолетнее молчание, пушкиниана. Слайд № 14-15. Дело Н.Гумилёва. Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован и расстрелян муж. Потом арестован ее единственный сын Лев Гумилев. Именно в эти годы Ахматова начинает писать поэму “Реквием”. Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Основные мотивы поэмы - память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы. Массовые репрессии в стране, трагедийные события личной жизни (неоднократные аресты и ссылки сына и мужа) вызвали к жизни “Реквием” (1935-1940). Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях. Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге. Л. Чуковская в “Записках об Анне Ахматовой” вспоминает, что в этот день Ахматова торжественно сообщила: “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не предал”. При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” — 1961-м, “Посвящение” — 1940-м, “Вступление” — 1.935-м Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти — лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем. Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это — обозначение траурного музыкального произведения. Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора: “Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.” Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды - слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта. Название - “Реквием” - настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания. Слайды № 16. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…” Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе, Великая Отечественная война, “Мужество”, блокадный Ленинград. Слайды № 17-18. В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград. В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны. Как решается образ родины в стихотворении “Мужество”? Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом. Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика - важная деталь, подробность ее судьбы. 1946 год, новые испытания. Слайды № 19-20-21. В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен. Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у неё были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобождён сын. А.Ахматова снова начинает печататься. Признание, премия Этна-Таормина, Оксфордский диплом. Слайды № 22-23-24-25. 5 марта 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мёртвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…” В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала её жизнь и её стихи III. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне.Выполнение тестов и ответы на вопросы олимпиады (письменно в тетради). IV. Подведение итогов урока.Оценка работы учащихся на уроке. V. Домашнее задание.Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой. ТЕСТ |