Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в тексте" (с использованием краеведческого материала и произведений омских авторов)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1260 Ратушева Елена Леонидовна, учитель русского языка Цели:
Оборудование: плакат с текстом стихотворения Т. Белозёрова «Город на Иртыше», распечатка текста И.Прусаковой «Весна в Омске» на каждого ученика, стеллаж с книгами об Омске и Омской области, имеющимися в школьной библиотеке. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка цели урока (слово учителя) – Сегодня на уроке мы будем не только продолжать знакомство с чудесными словами-волшебниками – именами прилагательными, но и поговорим о нашем родном Омском крае, где родились и выросли ваши родители и где родились и растёте вы. Ведь только через историю малой Родины можно прикоснуться к своим корням, к своим истокам. А нам сибирякам, омичам, есть чем гордиться! III. Работа со стихотворением Т.Белозёрова «Город на Иртыше» (Текст стихотворения написан на плакате и помещён на боковой части доски) Город на Иртыше
– Известный детский писатель, омич Тимофей Белозёров написал замечательное стихотворение о возникновении нашего города. – Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (Один из учащихся читает стихотворение вслух.) – К какому стилю речи вы отнесёте этот текст? (художественный стиль.) – Какие метафоры и эпитеты помогают создать яркую картину? (под руками – двуречье, размеренный век. упрямая весть, узел двух рек, завязали сердца.) – О каком двуречье говорит поэт? – Какой смысл вкладывает поэт в последние строки стихотворения? Как вы поняли эту фразу? Задание: выпишите из текста прилагательные и подберите к ним синонимы.
IV. Диктант с грамматическим заданием. Задание: запишите предложения, найдите в них прилагательные, определите их синтаксическую роль (учащиеся под диктовку записывают текст, самостоятельно выполняют задания). Иван Дмитриевич Бухгольц основал наш город в 1716 году. Это была пятиугольная деревянная крепость. С этой маленькой крепости и ведёт свою родословную современный город Омск. По названию реки Омь, возле устья которой высадился его отряд, новое поселение стало называться Омском – Назовите прилагательные, которые встретились в тексте – Какими членами предложения являются данные прилагательные? (Прилагательные могут выступать в роли определения и сказуемого.) – На какие качества и свойства предмета указывают эти слова? Какова их роль? (Эти слова указывают на форму, размер предметов, на материал, из которого сделан предмет, прилагательные помогают более точно описать предмет, чтобы ясно и чётко его можно было представить.) V. Работа с текстом (текст распечатан и есть у каждого ученика на парте) – Ребята, имена прилагательные не только указывают на свойства и качества предметов, они могут выполнять в тексте и другую функцию. Для того, чтобы разобраться в этом, обратимся к тексту И.Прусаковой. – Прочитайте внимательно текст и подготовьтесь к выразительному чтению. (После самостоятельного чтения один из учеников читает текст вслух.) В Петербурге главное время года – осень, её всегда больше, потому что дожди льют и прохладным летом, и долгой весной. А в Омске весна – три дня, и осень – одна ночь, зато зима – голубая, белая, мохнатая, и лето – лютое, как в Сахаре. Но эти три весенних дня – их не забыть! Вся сирень в крохотных палисадниках: белая, голубая, лиловая и розовая – вскипает за одну ночь и , томная от зрелости, возлежит на кустах. Её пышная пена скрывает чёрную бедность покосившихся домишек, и город в сиреневых кружевах делается сказочным. К сирени присоединяется белая тугая боярка на бульваре, и акация, и яблоня – идёт торопливое, буйное, бесстыдное празднование новой жизни, идёт пир, а человек на нём – дальний гость… – Какова тема текста? Как можно озаглавить текст? – Почему зачин не совпадает с основной темой? -Какова основная мысль этого текста? (Автор восхищается красотой весеннего города, такое буйное цветение растений свидетельствует о пробуждении природы и вызывает чувство восторга.) – Прочитайте предложения, в которых передаются чувства автора, его отношение к весеннему городу? – При помощи каких слов создаётся такая яркая и образная картина? – Назовите слова в переносном значении? Какова их роль? – Как вы поняли смысл последнего предложения? – Так какую же ещё роль играют прилагательные в тексте? (Имена прилагательные выражают чувства человека, передают его впечатления, переживания, делают речь выразительной и красивой.) VI. Задания к тексту:
Задания 1, 2 проверяется фронтально, задания 3, 4 – у доски. VII. Подведение итогов урока – Сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи. – Что нового из истории нашего города вы сегодня узнали? – А тем, кто захотел побольше узнать об истории Омского края, я хочу порекомендовать заглянуть в нашу школьную библиотеку и прочитать замечательные книги об истории возникновения нашего города и края. Некоторые из них представлены на стенде, после урока вы можете подойти и познакомиться с ними. VIII. Заключительное слово учителя – В заключение нашего урока хотелось бы вспомнить строки из стихотворения одного из омских поэтов (учитель читает стихотворение):
IX. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Каким я вижу Омск будущего?», используя имена прилагательные, передающие чувства, впечатления и своё отношение к предмету описания.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |