Преподавание литературы Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1138 Климова Людмила Анатольевна, педагог-психолог; Елисеева Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель: осмысление учащимися мотивов выбора жизненного пути через актуализацию поиска литературного героя (Е. Онегин) своего места в жизни. Задачи:
Материал:
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя литературы – Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – вершина русской литературы XIX века, в центре этого произведения – современная поэту русская действительность, люди пушкинского поколения и их судьбы. Особенно близок Пушкину Евгений Онегин. Названием романа поэт подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. III. Устный опрос учащихся – Евгений Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Еще в поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей задачей показать в герое “ту преждевременную старость, которая стала основной чертой молодого поколения”. Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута. – Что мы знаем об этом литературном герое? – Итак, воспитатели подготовили еще одного посетителя балов и гостиных, но в характере молодого человека было и нечто отличающее его от “золотой молодежи” светского общества. На это обратил внимание известный литературный критик XIX века В.Г. Белинский. Он писал: “Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание”. – Что же было “необычайного” в его характере, в его натуре? (Скрывать истинные побуждения и лицемерить.) – Расскажите о типичном светском дне Евгения Онегина, о котором поэт говорит: строки из романа. – Что же предпринял Евгений Онегин, чтобы избавиться от скуки? (Сочинительство.) – Можно перефразировать известную пословицу и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”. Книги тоже характеризуют человека, который их читает. Давайте заглянем в домашнюю библиотеку нашего литературного героя и узнаем, что он читает. Учащийся готовит ответ на вопрос, какие книги были в библиотеке Онегина. – Книги, что читал Е. Онегин, свидетельствуют о том, что умственные интересы героя требуют знания передовых тем того времени. – Как же еще пытался изменить свою скучную жизнь герой? (Путешествовать.) – Как вы расцениваете эти попытки? Каков результат? – Итак, Онегин – пассивная или активная натура? – Говоря о недостатках своего героя, порожденного средой, поэт подчеркивает и положительные стороны героя, показывает, что он по своему интеллектуальному складу на голову выше окружающих. Онегин не удовлетворен своим праздным и пустым существованием. IV. Вступительное слово педагога-психолога – Как было сказано уже ранее, Е. Онегин был не удовлетворен своим пустым и праздным существованием. Возникает вопрос: "Что может сделать серые будни праздником?" Конечно же, любимое дело. В подтверждение этой фразы хотелось бы зачитать слова прибалтийского писателя Яна Райниса “Только труд может сделать серые будни праздником”. Учащимся дается домашнее задание – вспомнить художественные произведения, где речь шла о выборе профессии. – А теперь вернемся к Е. Онегину и немного пофантазируем. Как известно, он сам предпринимал попытки изменить свою жизнь, так вот, давайте представим, что наш литературный герой решил выбрать себе любимую профессию и таким образом найти применение своим силам, знаниям и умениям. V. Работа с рисунками Рисунки выполняются дома. Они развешиваются на доске, и учащиеся на уроке описывают внешний вид Онегина. VI. Заполнение анкеты Работа в профконсультационном пункте с клиентом начинается с заполнения анкеты:
Данную анкету можно заполнить своими словами или строчками из текста. VII. Работа с понятиями “могу”, “хочу” и “надо” Объясняется, как с психологической точки зрения правильно сделать свой выбор (см. Приложение). Так как урок литературы, то понятие “хочу” объясняется через "Сказку о рыбаке и рыбке” (просьбы старухи), понятия “могу и надо” через "Сказку о попе и его работнике Балде” ("могу": перечисление способностей Балды, надо: поиски попом дешевого и умеющего работника на рынке). VIII. Работа с психологическими тестами Далее клиенту предлагается пройти тестирование, чтобы выяснить, к какому типу профессий он принадлежит. Ученики пытаются ответить на тесты так, как бы на них ответил Е. Онегин. Тесты: “Хочу”, “Могу” (см. Приложение) По его интересам получаются два типа: человек–человек, человек–знак, и так же по способностям, человек он творческий. IX. Работа со списком профессий – Теперь мы должны представить Е. Онегину список профессий, которые пользовались спросом в те времена, и относились к двум типам профессий:
Учащиеся выбирают профессии для Онегина с его позиции. X. Рефлексия Уходя, посетители оставляют отзыв в профконсультационном пункте. В нем они говорят о том, довольны ли они профконсультацией, интересно и познавательно им было, что нового узнали о себе, о чем их заставили задуматься, свои пожелания на будущее. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |