Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1107

Чуфарова Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы

Цель: активизация словаря, его расширение.

Атрибутика: кольцевая сетка на доске или стене (плакате).

  • На схеме расставлены буквы. Нужно составить слова, следуя только по линиям связи.
  • Буквы могут повторяться.
  • Участники пишут составленные слова на листочках.
  • Слова не должны повторяться.
  • Побеждает тот, кто написал больше слов из букв схемы.

Таблица возможных слов:

бок до лоб код ор роб ток
бод док лот кок орк род толол
бот дол кол рок тор
бор дот кот рол толк
болт дрок корд обод рот
борт лорд крол
лото крот
борок добор лоток колок робот толок
колот ротор
болото долото короб оборот
колобок. ободок
коробок околоток

Добрый день, уважаемые преподаватели, гости, знатоки – любители родной речи. Сегодня любители и знатоки русского языка, литературы, культуры речи из СПТ и СМТТ собрались здесь, чтобы проверить глубину своих знаний и сравнить себя с соперниками. В нашей игре обязательно выиграет тот, кто лучше и быстрее сможет воспользоваться знаниями, которые он получил в жизни дома, в школе, в библиотеке, в разговорах с теми, кто умеет правильно пользоваться нашим языком.

Звучит песня “Чему учат в школе” (1 куплет).

Конкурс проходит в три этапа.

9 человек, выигравших отборочный тур, выходят на сцену и садятся на стулья полукругом. Среди них проводится жеребьёвка – в каком туре они будут играть. Трое участников первого тура – “Знатоки русского языка” – остаются на сцене, остальные спускаются в зал.

Уточняются условия: на раздумья даётся 10 секунд, при розыгрыше дорожек – для подготовки – 3 минуты.

ПРИГЛАШАЮТСЯ УЧАСТНИКИ ПЕРВОГО ТУРА: “Знатоки русского языка”.

Розыгрыш дорожек:

Составьте текст для экскурсовода и заочно проведите экскурсию по:

Грибным местам ближайшего леса Историческим заборам нашего города Валенковаляльной фабрике

У вас всего три минуты, а мы пока поиграем со зрителями, которые за правильные ответы получат от помощников карточки. Среди лучших трёх “ теоретиков” будет проведён дополнительный конкурс на самого умного зрителя сегодняшней игры.

Игра со зрителями. “Азбука для взрослых”

Ведущий показывает букву и одновременно задаёт вопрос, а зрители должны ответить словом, которое начинается и оканчивается этой буквой, например, буква “А” – опера Верди (“Аида”).

Буква “А” – строительное искусство, зодчество (архитектура).
Буква “Б” – дерево (баобаб), стручковое растение (боб).
Буква “В” – русский художник (Васнецов).
Буква “Г” – ударный музыкальный инструмент в виде металлического диска (гонг).
Буква “Д” – отец отца или матери (дед).
Буква “К” – повар на корабле (кок), старинный русский головной убор (кокошник).
Буква “М” – прибор, отмечающий ударами короткие промежутки времени (метроном).
Буква “Н” – револьвер с вращающимся барабаном (наган).
Буква “О” – металл (олово).
Буква “С” – сигнал бедствия (СОС).
Буква “Т” – праздничное блюдо (торт).
Буква “У” – древнее государство на территории нашей страны (Урарту).
Буква “Я” – островное государство (Япония).

(За правильный ответ помощницы вручают зрителям карточки).

Ареопаг заслушивает и оценивает первое задание и даёт участникам право выбора дорожки.

Задания для первого агона.

1. Какая крестьянская обувь получила своё название от органа движения? (Лапоть, от слова “лапа”, конечно). 1. В языке аборигенов архипелага Бисмарка отсутствовали некоторые часто используемые в других языках слова: зато вместо каждого из таких слов у туземцев нахо-дилось до 30 сравнений. Что островитяне сравни-вали с ночью, орехом, грязью и окислёнными листьями от бетеля с маслом? (Чёрный цвет. У них не было специальных слов – названий различ-ных цветов и их оттенков). 1.Пока иранская дыня добиралась до Украины, она “умудрилась” превра-титься в тыкву, а добираясь до России преврати-лась…во что? (В арбуз. Иранское слово “харбюзе” – означает дыню, украинское гарбуз – это тыква. Конечно, речь идёт не о биологическом превращении дыни в тыкву или арбуз, а о наполнении старого слова новым содержанием, ведь у нас все вопросы связаны с языком).
В.И.Даль.

Пословицы русского народа.

“Перевёрнутые фразеологизмы”

Определить известные пословицы, если все слова фразы перевёрнуты, т.е. заменены антонимами.

2. Песок из пестика лепить. (Воду в ступе толочь).

2. Три ботинка – не комплект. (Два сапога – пара).
Этимологический словарь:

3. Это общеславянское слово произошло от словосочетания “не делати”, а вовсе не от “неделимости”. Но только в русском языке оно означает… (неделя)

Игра со зрителями: “Загадочный блиц”.

1. Крякнул гусь на всю Русь. (Гром). 2. Выше леса, тоньше колоса. (Дождь).

3. Белая простыня всю землю обошла. (Облако) 4. Цвет белый, а ягода чёрная. (Черёмуха).

5. С виду – красная, раскусишь – белая. (Редиска).6.Кто первым землю пашет? (Червяк).

7. Не зверь, не птица – всего боится. 8.Половит мух – и воду плюх! (Лягушка).

9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).

Выявляется первый лучший теоретик по наибольшему количеству жетонов в агоне “Знатоки русского языка”(23).

Ему вручается орден “Умника или Умницы” и приз.

ПРИГЛАШАЮТСЯ УЧАСТНИКИ ВТОРОГО АГОНА “Любители литературы”.

(Звучит музыка, розыгрыш дорожек).

Представьте себе такую вот удивительную по нынешним временам картину: собрались вместе страстные любители книг, прочитавшие немалое количество рассказов, повестей и романов самых разных жанров. Короче говоря, эти виртуальные книголюбы, которые знают о книгах практически всё. И они смогут назвать несколько произведений, в названиях которых имеется какой-либо определённый цвет. Например, “Тополёк мой в красной косынке” Чингиза Айтматова или “Алые перья стрел” В.Крапивина.

ВНИМАНИЕ! Аукцион! Кто из участников второго тура назовёт больше названий произведений ( и их авторов), в которых указываются какие-либо цвета, тот и будет выбирать себе дорожку.

(Варианты ответов)

  • “Белый клык” Джека Лондона
  • “Белое безмолвие” Д. Лондона
  • “Мороз Красный нос” Н. Некрасова
  • “Голубые города” А. Толстого
  • “Алые паруса” Александра Грина
  • “Голубая чашка” Аркадия Гайдара
  • “Малиновая вода” И.С.Тургенева
  • “Белый Бим Чёрное ухо” Г. Троепольского

(Если количество правильных ответов будет спорным, продолжаем игру).

*Перечислить произведения, в названии которых содержатся числа. Например, “Три дня в деревне” Л.Толстого, “Шестая Бастионная” В.Крапивина.

(Варианты ответов)

  • “Девяносто третий год” Виктора Гюго
  • “10 лет спустя” Александра Дюма
  • “Сорок пять” А. Дюма
  • “Девяносто третий” А. Дюма
  • “Тысяча и одна ночь”
  • “Пятнадцатилетний капитан” Жюля Верна
  • “Пётр 1” Алексея Толстого
  • “12 стульев” И. Ильфа и Е. Петрова
  • “Два капитана” В. Каверина
  • “В круге первом” Александра Солженицына

Задания для второго агона:

1.Сам Мольер так писал о своём произведении: “Об этой комедии было много толков, долгое время она подвергалась нападкам, и люди, осмеянные в ней, доказали, что во Франции они обладают куда большим могуществом, чем те, кого я осмеивал до сих пор”. Впервые пьеса была поставлена под названием “Обманщик”, а под каким названием её знаем мы?

(“Тартюф”)

1.Пушкин часто подпи-сывал свои произве-дения псевдонимами, например: А.Б., А.П., И.Иванов, Косичкин, Александр Арз.,Сверчок. Назовите самый извест-ный его псевдоним? (Белкин И.П. “Повести Белкина”)

10 февраля – 162 года со дня смерти великого русского писателя-А.С.Пушкина.

1.Зная биографию Анны Ахматовой, не стоит удивляться некоторой доле присущего ей литератур-ного мистицизма. Узнав о смещении Хрущёва в октябре 1964 г., она заяви-ла, что “это всё ОН”. С датами ЕГО жизни Ахма-това свяывала и самые кровопролитные войны в истории Росии. Кого же она имела в виду? (М.ЮЛермонтова). 1914 год – 100 лет со дня рожде-ния, 1941 – 100 лет со дня смерти, 1964 – 150 лет со дня рождения.
2. В начале XX века ЕГО творчеством бредили не только студенты, курсист-ки и юнкера, но и многие приказчики и фельдше-рицы. На его памятнике высечены строки: “Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной поло-женные в гроб…” Слова эти не были пророческими, т.к. умер он в Таллине во время немецкой оккупации в сентябре 1941 г. Кто ОН?

(Игорь Северянин) Игорь Васильевич Лотарёв

2.Образ главного героя, по имени Геркулес, создан писательницей при наблюдении за беженцами из Бельгии и других стран Европы.

А характер второй, никому не верящей, героине, был списан с бабушки – госпожи Миллер. Как звали этих героев? (Эркюль (Геркулес) Пуаро и мисс Марпл)

3.Во многих городах мира установлены памятники животным:собакам,корове, лошадям, воробью, бабочке и даже колорадскому жуку. А в каком городе установ-лен памятник сразу четы-рём животным: ослу, пету-ху, собаке и коту? (Бремен),

Игра со зрителями: я буду зачитывать небольшой отрывок из произведений, а вы должны угадать, о каком герое идёт речь.

  • “В город молодой человек вошёл в зелёном в талию костюме. Его могучая шея была несколько раз обёрнута старым шерстяным шарфом, ноги были в лайковых штиблетах с замшевым верхом апельсинового цвета. Носков под штиблетами не было”. (Остап Бендер)
  • “Оказалось, что задняя часть моего коня была отрезана начисто, и вода, которую она пила, выливалась сзади, не задерживаясь у него в животе. Я был ошеломлён, что за странность”. (Барон Мюнхгаузен)
  • “Давно её воображенье, сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь”.

(Татьяна, “Евгений Онегин”)

  • “Я не стану говорить вам, кого я подозреваю и какие строю догадки. Мне нужны факты, изложенные подробнейшим образом, а уж сопоставлять я их буду сам” (Шерлок Холмс)
  • “Молодой гасконец, в берете, украшенном подобием пера, взгляд открытый и умный, нос крючковатый, но тонко очерченный, рост слишком высокий для юноши”. (д,Артаньян)
  • “У неё такие бархатные глаза – именно бархатные: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят”.
  • (Княжна Мери, “Герой нашего времени”)

Выяляется второй лучший теоретик по наибольшему количесту жетонов в агоне “Любители литературы”(20), ему вручается орден “Умника или Умницы” и приз.

ПРИГЛАШАЮТСЯ УЧАСТНИКИ ТРЕТЬЕГО АГОНА “Ежели вы вежливы”.

  • О, достопочтимые рыцари, юные повелители душ!
  • О, прекрасные дамы! Вы – воплощение хороших манер!
  • Ваши доспехи, джентельмены,– вежливость и любезность!
  • Ваша красота, прекрасные леди,– доброжелательность и скромность!

Да победит сильнейший!

Розыгрыш дорожек.

Каждому с детства знакомы разнообразные праздники. Как правило, к праздникам устанавливаются рекламные щиты и на улицах вывешиваются так называемые растяжки.

Предложите лозунг (и кратко обыграйте его (озвучьте), который мог бы украсить наш город, если бы учредили:

Международный день за чистоту рук Международный день пунктов приёма посуды День международной солидарности с Бритни Спирс

Тот, кто получает наивысшую оценку ареопага, выбирает дорожку.

Звучит один куплет песни “Призрачно всё”.

Миг в жизни – это мгновение. “Остановись, мгновенье, ты прекрасно…”Вот в такое прекрасное мгновение жизни мы проводим третий агон “Ежели вы вежливы”, чтобы показать, как галантны мы и внимательны друг к другу.

Мы идём в театр!

1. За сколько минут до начала спектакля надо приходить в театр и почему? (Надо приходить заранее, чтобы сдать вещи в гардероб, привести себя в порядок и без спешки занять своё место в зале.) 1. Когда можно идти в гардероб в театре,чтобы одеться? (Только после окончания спектакля, когда будет включен свет и опущен занавес). 1. Когда и как надо входить в зал? (В зал надо входить после пер-вого или второго звон-ка. Входить следует не спеша, без мороженого, бутербродов и напит-ков, без громкого смеха и разговоров. На своё место принято прохо-дить лицом к сидящим).

Урок этикета.

Допустим, скоро какой-то праздник: день рождения,

23 февраля, 8 Марта. А это всё поздравления и, конечно, подарки. В связи с этим позвольте задать вам несколько вопросов.

2. Можно ли дарить друг другу животных?

(Не следует их дарить, не обговорив с именин-ником это заранее).

2. Что следует говорить, вручая подарок? Мож-но ли при этом расхва-ливать его достоинства и упоминать о цене? (Нужно лишь выска-зать свои добрые поже-лания и с улыбкой вру-чить подарок).
3. Самый универсальный подарок? (Цветы).

Игра со зрителями.

1. Как быть с мороженым, если вы не успели его съесть, а уже надо идти в зрительный зал? (К сожалению, мороженое придётся выбросить, т.к. входить в зрительный зал с мороженым нельзя).

2. Закончи фразу:

*Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (спасибо);
*Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день);
*И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

3. Что вообще прилично дарить? (Книги, ручки, компакт-диски, видеокассеты, альбомы, записные книжки...).

4. Что такое “а-ля фуршет”? (Ассортимент блюд для такого стола – закуски “под вилку”, т.е. без использования ножа).

5. Кто уступает место (сидячее) пожилым людям, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).

6. Чем чистят мандарин? (Рукой).

7. Как используется полотняная салфетка? (Её кладут на колени).

8. Как вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку нельзя класть на скатерть, а только в тарелку).

9. Что такое аперитив? (Напитки, пьющиеся перед едой для возбуждения аппетита, – обычно алкогольные).

10. Нужно ли распаковывать подарок в присутствии подарившего? (Да, нужно распаковать, посмотреть и поблагодарить).

Подводится итог игры со зрителями “Ежели вы вежливы”.

Победителю вручается орден “Умника или Умницы” и приз.

Финальный агон.

Встречаются финалисты трёх агонов. Поприветствуем их. (Звучат музыка и аплодисменты).

Розыгрыш дорожек.

Представьте, что в нашем городе возникло большое число фирм, занимающихся самой разнообразной деятельностью. Но у них есть одна проблема – они не имеют названий.

Придумайте названия, в которых должна отражаться деятельность одной из следующих фирм:

  • по заточке одноразовых лезвий;
  • по настройке губных гармошек;
  • по ускоренному обучению папуасскому языку.

За лучшее представление – право выбрать дорожку.

Задания для финального агона.

1.Как должна лежать ложка при сервировке стола? (Справа от тарел-ки, выпуклой частью вниз). 1.Как едят хлеб? (Отламывают неболь-шими кусочками и кладут в рот). 1.В тарелке осталось всего несколько ложек супа. Куда наклонить тарелку – к себе или от себя? (Остатками супа лучше пожертвовать, потому что наклонять тарелку нельзя).
2. Многие фразеологизмы возникли первоначально в какой-либо профес-сиональной среде. Например, “шито белы-ми нитками”, конечно, пустили в мир портные. А из какой среды вышел фразеологизм “из ряда вон выходящий”? (Из среды военных). 2. Говорят, что один человек, быстро обна-руживший, что кто-то вынул у него кошелёк из кармана, не расте-рялся и, крикнув в толпу базара фразу, сразу вычислил вора. Что же он крикнул? (На воре шапка горит).

Награждение грамотами и памятными призами победителей интеллектуальной игры “Умники и Умницы”.

(Звучит весёлая музыка).


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21