Преподавание русского языка Урок русского языка по теме "Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3799 Апалькова Анна Чеславовна, учитель русского языка и литературы Цель: Научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП и без него. Задачи: обучающие:
развивающие:
воспитывающая: Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову. Оборудование:
Тип урока: урок изучения нового материала План конспекта:
Ход урокаI. ОргмоментПриветствие учителя, учитель отмечает отсутствующих. На доске до начала урока записаны число и тема урока. II. Проверка домашнего заданияУчитель делит класс на два варианта. Задание: I вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений предложения с однородными членами. II вариант зачитывает по цепочке подобранные из художественных произведений ССП. III. Словарно-орфографическая работаОдин ученик у доски пишет под диктовку учителя, класс выполняет эту же работу в тетрадях вместе с учителем. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях. а) Примерять платье (гл.+сущ= глагольное управление), кабинет директора (сущ+сущ= именное управление), умирать от горя (гл.+ сущ=глагольное управление), усмирённый зверь(прил+сущ= именное согласование), примирять друзей (гл+сущ= глагольное управление), жить дружно (гл+наречие= глагольное примыкание), разговаривал улыбаясь (гл+ дееприч= примыкание). Учитель задаёт вопрос: - Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения? (словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.) (Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль , которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему). IV. Актуализация нового материалаУчитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: В каких случаях в ССП запятая перед союзом не ставится? Один ученик на доске записывает предложение: а) Сверкнула молния, и послышался удар грома. (предложение сложное, ССП, состоит из двух простых предложений равноправных по смыслу. Союз И соединяет два простых предложения в составе сложного, значит запятая в этом предложении ставится) Второй ученик к доске, записывает следующее предложение: а) Сейчас брызнет майский дождь и начнётся гроза.(если части сложного предложения имеют общий второстепенный член то запятая не ставится. Общий второстепенный член чаще всего обстоятельство и дополнение, и обычно стоит в начале предложения). Третий ученик к доске, записывает следующее предложение: а) А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. (запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член обстоятельство) Учитель диктует предложение, учащиеся записывают и расставляют знаки препинания в ССП: а) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.(запятая ставится, так как нет общего второстепенного члена предложения). б) Прямо под нами зеленел луг и текла извилистая речка.(запятая не ставится, так как имеется общий второстепенный член выраженный обстоятельством и в равной мере относится к обеим частям) - Чтение правила на стр.43 «Запятая перед союзами И, ДА, ИЛИ, ЛИБО не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член. Общий второстепенный член (чаще всего обстоятельство или дополнение) обычно стоит в начале ССП и в равной мере относится к обеим частям. Например: На нас намокли куртки и отсырели рубашки» V. Закрепление нового материалаУпражнение 61 стр.44 . Учитель вызывает двух учеников к доске, они записывают первые начатые предложения и выбирают из прилагаемого материала подходящие варианты для завершения ССП с общим второстепенным членом. Первый ученик у доски записывает и объясняет: а) В библиотеке всегда стоит тишина и …раздаётся сухое покашливание пожилых преподавателей. Второй ученик у доски записывает и объясняет: б) Здесь царит особая научная атмосфера и …все столы заняты. Остальные пять предложений учащиеся выполняют самостоятельно:
Учитель выполняет проверку предложений по цепочке, учащиеся объясняют выбранные варианты. VI. Итог урокаУчитель выставляет оценки с комментарием. VII. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |