Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Метафора как средство выражения национального мировидения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Метафора как средство выражения национального мировидения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1024

Балакина Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Метафора как языковой прием в рамках художественного произведения
  • 1.1. Метафора как средство выражения национального мировидения в художественном произведении
  • Глава 2. Способы метафоризации в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»
  • 2.1. Оппозиция «Восток – Запад» в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»
  • 2.2. Классификация метафоры в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Введение

Понятие метафоры (от греч.- перенос названия предмета, действия, качества на основании сходства) [9, с. 791-798] традиционно связывается с лексикой.

Метафора выявляет как универсальные, сложившиеся в силу единства человеческого феномена и частичного совпадения объективной действительности, характерные для всех языков, так и сугубо национальные черты, поскольку каждый народ по-своему понимает и интерпретирует мир, придает ему специфическую окраску, обусловленную национальной значимостью реалий и избирательным отношением к ним [1, с. 64].

Метафора – это познание и исследование мира, доставляющее эстетическое наслаждение [17, с. 57-63]. Художественный текст, обладающий метафоричностью, иногда рассматривается «как некоторое экспериментальное устройство, на котором конструируются, опробуются, проверяются нигде более не мыслимые возможности» [2, с. 74]. Метафора в художественном произведении помогает понять менталитет (ментальность) автора, то есть образ его мыслей, совокупность умственных и духовных установок [15, с. 184-187]

Обращение к творчеству И. А. Бунина обусловлено неординарностью языковой личности самого писателя, а также громадным интересом в последнее время к его произведениям, которые являются не только явлением культуры, но одновременно слитком исторического и нравственного смысла.

Объект исследования: предметная и признаковая метафоры как образные средства языка, несущие в себе особенности мировоззрения писателя.

Предмет исследования: рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Тема данной научно-исследовательской работы: «Метафора как средство выражения национального мировидения» (на материале рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»)

Гипотеза: если метафора – это поиск в предмете нового признака, то она позволит найти новые аналогии, новые связи между явлениями, для чего и создаются неповторимые по оригинальности словесные образы, выражающие авторскую картину мира в произведении.

Цель данной научно-исследовательской работы – исследование метафоры как средства выражения мировидения И. А. Бунина (на материале рассказа «Чистый понедельник»).

Задачи работы:

  1. раскрыть понятие метафоры как языкового приема в рамках художественного произведения
  2. определить значение метафоры как компонента авторской картины мира в художественном произведении
  3. исследовать метафору в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

Методы

Наблюдение – выявление соотношения в тексте общеупотребительных и индивидуально-авторских слов, особенности индивидуально – авторского использования слов.

Приемы

  1. Прием классификации и систематики.
  2. Прием сравнения

Глава 1. Метафора как языковой прием в рамках художественного произведения

1.1. Метафора как средство выражения национального мировидения в художественном произведении

В раскрытии общего и частного, объективного и субъективного, универсального и национально-специфического весьма примечательна метафора. Являясь одной из основных и всеобщих форм человеческого мышления, она зачастую основывается на рожденных фантазией и складом мышления культурно-исторических представлениях народа. Метафора оказывается тем самым феноменом, посредством которого совершается акт национального мировидения [3, с. 199], то есть ментальности, под которой понимают представление о конкретной действительности и о месте каждого конкретного человека в ней. Мировидение, отразившееся в языке, в науке называют языковой картиной мира. Ее изучение – один из надежных путей понимания ментальности [6, с. 147-151].

Базой исследования мировидения является текст в широком смысле этого слова (конкретный текст или совокупность текстов), за которым стоит языковая личность, владеющая системой языка. Для выявления индивидуального мировидения привлекаются тексты, созданные автором, для представления об этническом мировидении перспективны тексты анонимно-коллективные (произведения фольклора).

Обращение к произведениям Бунина обусловлено неординарностью языковой личностью самого писателя, а также громадным интересом в последнее время к его творчеству, которое является не только явлением культуры, но одновременно слитком исторического и нравственного смысла.

Писатель принадлежал к числу людей, которые очень чутко воспринимали историю, она была частью его жизни. Процесс художественного мышления Бунина – это процесс преобразования

действительности в воспоминаниях, раздумьях о прошлом. Вообще мысль о преемственной связи между прошлым и настоящим в духовном плане проходит сквозь многие произведения Бунина [19, с. 29].

В произведениях писателя все густо переплетено и насыщено. Здесь рассчитано каждое слово, учтена и несет смысловую нагрузку каждая незначительная деталь. Бунинский текст обращен ко всем органам чувств [4, с. 340]. Наполняемость непосредственными ощущениями – примета бунинского стиля.

В своем творчестве И. А. Бунин, от рождения впитавший православное отношение к миру, а душой тяготеющий к мудрости Востока, гармонично сочетающий различные религиозные основания и вмещающий, по собственному замечанию, все времена и народы, стремится сквозь соположение универсального и национально-специфического, раскрыть основу ментальности русского человека [21, с. 36].

Представленная в произведениях Бунина предметная метафорическая лексика, показывающая мир во всем его многообразии через такие тематические сферы, как «Человек», «Природный мир», «Мир, созданный человеческой деятельностью», «Абстрактный мир» оказывается охарактеризованной по различным основаниям: цвет, блеск, свет, звук, запах, внешний вид, температура [21, с. 37-38].

Следовательно, метафорический язык Бунина раскрывает ценность человека в мироздании, показывает его во всей противоположности, свидетельствует о погруженности русского человека в самого себя и мир, который стоит постигать, а не менять.

Полностью с текстом статьи можно ознакомиться в Приложении.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21