Преподавание литературы Информационные технологии на уроках литературы "Образ природы в лирике А.С. Пушкина" (9-й класс)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1408 Ващенко Жанна Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цель: Создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей. Задачи:
Эпиграф.
Ход урока 1. Вступительное слово. Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на ее красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. «В ней есть душа, в ней есть свобода», - это сказано о природе. В ней неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, композиторов и, может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться… Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям. Работая в группах, вы исследовали три периода развития темы природы в творчестве А.С.Пушкина. Задача нашего урока: на примере нескольких стихотворений поэта проследить эволюцию этой темы. Работа в тетрадях – запись темы, составление таблицы. 1 группа. Первый период творчества. 1817 – 1820. Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворение «Осеннее утро», «Певец». Пейзаж – средство создания общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя. Стихотворение «Деревня» (1819 г). Написано в Михайловском. Это стихотворение явилось одним из самых смелых в раннем творчестве Пушкина, в нем отразились антикрепостнические настроения передовой дворянской молодежи. Композиционно стихотворение делится на две части, содержащие контрастные части – и композиционно, и лексически, и интонационно – и оттого особенно яркие образы. Вначале поэт мягкими красками, идиллически изображает дорогой его сердцу деревенский уголок, где вдали от пиров и забав спокойно льется «дней .. невидимый поток». Здесь все радует его взор – сад и луг, холмы и нивы. Деревня становится для поэта не только местом отдохновения, но и приютом «спокойствия, трудов и вдохновенья». В душе его пробуждается размышленье, зреют «творческие думы». Однако описанию прекрасной сельской природы противопоставлены вызывающие гнев и протест картины позорного рабства:
Контраст между двумя частями стихотворения подчеркнут композиционно, лексически, интонационно. Первая часть представляет собой размышления поэта, главные его чувства – задумчивость, сосредоточенность. Слова прямо и точно определяют предметы («темный сад», «нивы полосаты» и т.п.) Стихотворение написано в 1818 г., в нем отражены конкретные впечатления от поездки Пушкина в Михайловское между 10 и 15 июля 1818г. Пейзаж точно воспроизводит окрестности Михайловского: «Темный сад», «луг, уставленный душистыми скирдами»:
«Деревня» как художественное произведение вобрало в себя традиции русской и западноевропейской просветительской литературы и современные идеи декабризма. Верность Пушкина взглядам просветителей и многих участников декабристского движения отразилась в идее «просвещенной монархии», способной преобразить общество:
«Деревня» - это рассказ о реальной деревне, о подлинных страданиях крестьян, которым поэт выражает сочувствие. Первый вывод (запись в тетради, таблица)
2-й период творчества (сообщение второй группы). 1820 -1824гг. Южная ссылка. Южная ссылка поэта обернулась новыми яркими впечатлениями. Она запомнилась ему надолго. В мае 1820 г. Прибыл он в Екатеринослав – к месту своей новой службы, при генерале И.Н.Инзове. Приехав, он выкупался в Днепре и заболел, вернулась недавняя петербургская лихорадка. В каморку, где он лежал больной, зашел старый приятель (еще по Царскому Селу) – Николай Раевский. По просьбе друзей Инзов разрешил Раевским взять Пушкина с собой на Кавказ и в Крым. Кавказ поразил поэта величием, первозданной красотой. В августе 1820 года Пушкин прибыл с Раевским на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. Дорогой на палубе ночью написал он прекрасное стихотворение-элегию «Погасло дневное светило…» К романтическим произведениям А.С.Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…» (романс), «Погасло дневное светило…», «К морю». В стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались, «где рано в бурях отцвела… потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость». Запись в тетради, таблица
3-й период. 1824 – 1831. Ссылка в Михайловское, годы скитаний, Болдинская осень. В июле 1824 года А.С.Пушкин, миновав губернский город Псков, где должен был явиться к гражданскому губернатору, приехал в с. Михайловское «в далекий северный уезд». Но он не сразу осознал, чем станет для него Михайловское на этот раз, - мучился, вспоминал Одессу, Юг. Сначала он почувствовал пустоту, однообразие деревенской жизни, скромного его быта. Имение родителей в Михайловском было бедным, запущенным. Пушкин никогда не чувствовал себя помещиком; предоставив управляющему несложное свое хозяйство, он работал: читал, писал. За два года Михайловской ссылки прочел массу книг, просил о присылке их своих друзей, брата. Позже шутил, что прочел «двенадцать телег книг» (столько потребовалось их, когда стали вывозить книги). Именно здесь, в деревенском уединении, где ничто не отвлекало, не мешала светская суета, Пушкин осознал себя профессиональным писателем, для которого литература – самое серьезное дело жизни. «К морю» (1824). Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой». Но не только «багрянец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» (1825) – это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» (1826) звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:
Бескорыстное любование природой – самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Заполнение таблицы. 4-й (1832 – 1836) Философская лирика и лирика природы. В стихотворениях этого времени практически не встречается пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы. Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Основные темы этого времени: общность с природой , гармония. - Психологический пейзаж. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. - Философский пейзаж.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829) - Социальный пейзаж – пейзаж, неразрывно связанный с человеком, помогающий лучше понять тяготы его ежедневной жизни. «…Вновь я посетил…» (1835). Стихотворение «…Вновь я посетил…» интересно и поучительно как по содержанию, так и по форме и, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложно. События личной жизни поэта, родная природа, грустные размышления о быстротекущей жизни – все, что волновало Пушкина в последние годы жизни, нашло отражение в этом стихотворении. Чтение стихотворения. На первый взгляд может показаться, что поэт в стихотворении повторяет все то, о чем писал жене. В самом деле, речь идет о няне, о «знакомых старых соснах» и о «молодой сосновой семье» (в стихотворении – «зеленая семья»). Сходство прослеживается и в настроении Пушкина: и в письме, и в стихотворении оно элегическое. Но в стихотворении есть то, что отсутствует в письме. Поэтическая мысль Пушкина, как обычно, идет речь значительно дальше конкретных предметов и явлений, стремится к обобщениям. Уже в начале стихотворения поставлена жизненно важная проблема: непрерывное обновление – закон природы.
Няня умерла. В письме простое упоминание этого грустного факта, в стихотворении – образ «голубки дряхлой». Сколько нежности, любви и грусти в словах; «Уже старушки нет – уж за стеною // Не слышу я шагов ее тяжелых, ни кропотливого ее дозора!». …Молодость позади, она прошла в ссылке, в тихом и скучном Кишиневе, в шумной Одессе, на берегу Черного моря, в глухом Михайловском.
Кажется, не изменился лишь сельский пейзаж: то же озеро, те же вокруг «рассеяны деревни», те же «тори сосны стоят». Но это обманчиво. Вечное обновление происходит и в природе. Сосны те же и не те.
В письме только упоминание трех сосен и «сосновой семьи». В стихотворении мастерски нарисована картина. В центре ее – старые деревья. Присмотримся к деталям. Корни сосен «устарелые», молодая разросшаяся роща названа «семьей», кустарник сравнивается с детьми («кусты теснятся... как дети»). В письме Пушкин полушутя, полусерьезно признается, что ему «досадно … смотреть» на буйно растущую «сосновую семью», потому что сам он стареет. «Но делать нечего», невольное, вынужденное примирение с «общим законом» жизни. В стихотворении поэт приветствует и прославляет «племя Младое, незнакомое», не огорчаясь тем, что сойдет в могилу и не увидит его «могучий поздний возраст». Причем «племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей. Недаром поросль сравнивается с детьми, не случайно в заключительных строках появляется образ внука, который «услышит … приветливый шум» деревьев и «вспомянет» о поэте. Не случайно возникает образ старого дерева, вокруг которого «по-прежнему все пусто…» Товарищ трех сосен угрюм, «как старый холостяк», потому что одинок. Заполняется таблица
Основной итог работы.
Рефлексия. Пушкин страстно любил русскую природу. Творчество А.С.Пушкина всегда будет близко людям, потому что затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия особенно современна сейчас, когда человеку не хватает духовности. Размышления поэта о роли человека в обществе, нравственные отношения между людьми, истинные ценности человека, его отношения к Родине – все это делает творчество Пушкина актуальным и в наше время. Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |