Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Факультатив в 5-м классе на тему: "Практикум по русскому языку на материале краеведения"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Факультатив в 5-м классе на тему: "Практикум по русскому языку на материале краеведения"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1985

Иванова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы

О, мой таежный край, морозный, непогодный,
Любимый Томск, мой дом улыбчивых огней,
Всегда загадочный, уютный и свободный,
Не норовит остановить своих “коней”,
И он – становится красивей ежегодно,
И для меня – еще нужней, нужней, нужней… (Галина Семичева)

Цели и задачи.

  1. Знакомить учащихся с материалами общего краеведения; показать, что Томская область – область развитой промышленности, сельского хозяйства и подготовки научных, инженерных, медицинских и педагогических кадров.
  2. Составить словарь, выявить особенности жизни, быта, поведения народов, живущих в Томской области. Рассказать, что в среднем в области живет немногим более двух человек на одном квадратном километре территории, что вся территория находится в пределах таежной зоны, что недра богаты нефтью, газом, железной рудой. Отметить, что город Томск выгодно отличается от многих других городов тем, что в нескольких километрах от его окраин любители природы могут найти хорошие охотничьи и рыболовные угодья, заросли черемухи, грибные места.
  3. Изучая русский язык, использовать общекраеведческие, лингвокраеведческие материалы. Совершать экскурсии и походы, знакомиться с замечательными земляками
№ пп Материал для работы Практическая часть Тема, изучаемая на уроке русского языка Литература Сроки
1.

2.

3.


4.


5.

6.

7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.

15.

16.


17.


18.

19.

20.

21.


22.

23.

24.


25.


26.


27.

28.


29.


30.

31.

32.


33.


34.

Рассказ о том, как была построена Томская крепость

Легенда о сибирском хане Тояне, о красавице Томе и гордом Ушае.

Сибирское Лукоморье: богатства Сибири, похожие на сказку.


Походы, предпринятые томичами в пору становления Сибири.

История-легенда о безымянном богатыре с холодного Вас-Югана.

“Попытать счастье надо”, рассказ о том, как кузнец Фетка Еремеев обнаружил железо.

Томский герб, Томская губерния. Почему появился серебряный конь на зеленом поле на рисунке Томского герба?

Судьба томского гражданского губернатора генерал-майора горнозаводской службы Павла Петровича Аносова.

История Томского мушкетерского, иначе – мушкетного полка.


Героизм сибиряков в войне против Наполеона.

Улицы города Томска, повествующие о подвигах земляков.


Жизнь Первых ссыльных, убого и пусто жилось в Томске, на все запрет.

История Первого монастыря, который был воздвигнут в 1661 году.


Судьба Гавриила Батенькова, педагога, литератора, ученого, архитектора, строителя, общественного и политического деятеля.

Рассказ о Михаиле Александровиче Бакунине, написавшем трактат о крепостном праве. Ему местом поселения был назначен Томск.

Судьба писателя Владимира Короленко, который трижды побывал в Томске, и многие эпизоды из быта томской тюрьмы были им использованы в очерках и рассказах.

История открытия городской публичной библиотеки и первого в Сибири книжного магазина.

“Сибирские Афины” имеют не только “свое лицо”, но и свои названия улиц – Академический проспект, Учебная, Студенческая, Студгородок, Научный и Школьный переулок и другие.

Рассказ о безвестных сибирских зодчих, создавших томские терема, о первых общесибирских архитекторах.


Повесть о том, как в Томске были построены первые воздухоплаватель аппараты.

Национальные школы Томской губернии.

Таловские чаши.

Откуда в Томске иглу?

“Синий Утес”, сказочная неповторимость.

Прогулки по старому Томску, памятники, исторические места.

История томского дуба, полувекового красавца, борющегося за жизнь.


“На восьми реках”, город Томск – город восьми рек.


Улицы старого Томска в наши дни.

Купеческая благотворитель-ть в Томске.

Дичь и пушнина.

“Жили да были”. Фольклор и обряды томских сибиряков. Гадания. Духовные стихи. Игры на вечерках.


“Томск юбилейный”, 1604-2004


“Моя мама работает на нефтехиме”.

“Мы прожили и пережили трудное время”. Испытание новой реальностью.

Записать текст, подчеркнуть главные члены, построить схемы. Повторить орфограммы в словах.

Записать отрывки, определить стили речи, сравнить выражения.

В записанных предложениях найти слова с одним корнем, объяснить правописание гласной в корне и согласной.


Повторить слова с большой буквы. Записать предложения, расставить знаки в конце предложения, выделить предлоги и приставки.

Озаглавить текст, выделить тему, главную мысль, разбить на абзацы.

Повторить правописание глаголов. Записать текст, определить стиль, тип текста.

Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Составление рассказа, используя описание.

Выразительное чтение текста, ответы на вопросы, объяснение слов: портрет, характер, судьба.


Чтение текста, граница предложений, знаки в конце предложений. Повторить единицы языка.

Объяснить значение слова сибиряк. Вспомнить исторический период 1812 года. Построить словосочетания с данными, объяснить их значение.

Работа с иллюстрациями, выделить вопросительные предложения. Повторить большую букву.

Чтение текстов, характеристика предложений по интонации.

Беседа по картинкам, составление предложений, разбор по членам. Объяснение слов: келья, подаяние, монах.

Беседа о жизни человека, который провел в одиночном пребывании 21 год. Записать предложения, подчеркнуть основу.

Знакомство с политическим ссыльным. Чтение текста, определение типа текста. Рассказать о библиотеке, которую искал Бакунин.

Выделить отрывки из произведений писателя “Слепой музыкант”, “Дети подземелья”. Записать предложения с однородными членами.

Беседа по фотографии “Дом Макушина”. Составление предложений с обращениями. Выделить простые предложения, подчеркнуть основу.

Беседа по иллюстрациям, составление рассказа. Определить тип предложений, построить схемы, расставить знаки.

Знакомство с портретами великих земляков. Беседа по открыткам о Томске.

Беседы по иллюстрациям, составление предложений, разбор по составу, нахождение однокоренных слов.


Словарная работа по теме “Школа”, разобрать слова по составу.


Знакомство с текстом, тема, заголовок. Лексическое значение слов эколог и краевед. Выделить приставки, объяснить.

Работа по карте области, записать название рек, озер, населенных пунктов. Найти однокоренные слова.


Беседа по картинкам, по впечатлениям учащихся. Сделать рисунки. Записать слова, определить части речи.

Заочная экскурсия по городу, беседа по картинкам и фотографиям. Создание текста разного стиля.

Придумать сказку – историю про дуб, придумать место, где он мог еще вырасти. Определить существительные.

Рассказать о реках, знакомых учащимся. Беседа о Томи, о берегах реки, о растительности. Найти существительные, определить падежи.

Беседа по вопросам: узнай улицу. Построить простые предложения, выделить главные члены, выписать словосочетания.

Ролевая игра: в купеческой лавке. Построить диалог, повторить знаки препинания.


Повторить словосочетание прилагательное + существительное. Беседа по картинкам учебника, выяснить, какой признак дает прилагательное.

Чтение стихов, разучивание обрядовых песен. Выделить динамические тексты, указать глаголы.


Уметь простроить предложения, правильно употребив время глагола. Составление рассказа на определенную тему.

Выразительное чтение предложений, соблюдая интонацию в конце предложения. Сравнить простые и сложные предложения.

Уметь пересказать текст, выделяя главное. Умение ответить на вопросы по прочитанному.

Язык и речь, язык и его единицы.

Стили речи. Текст и его части, лексические средства связи частей текста.

Повторение изученного в начальной школе. Орфограмма в корне слова.

Раздельное написание предлогов с другими словами.


Текст: тема широкая и узкая, основная мысль текста.


Части речи, самостоятельные и служебные. Работа по восстановлению текста.

Общее понятие об описании.


Создание текста на определенную тему по ключевым словам.

Закрепление трудных орфограмм и пунктограмм. Единицы языка, законы связи слов.


Словосочетание, главные и зависимые слова. Лексическое значение слова, смысловая связь.


Виды предложений по цели высказывания. Речевой этикет. Вопросительные предложения.


Тема широкая и узкая, основная мысль текста. Восклицательные предложения.

Члены предложения, главные члены, подлежащее.

Члены предложения, главные члены, сказуемое.


Понятие о повествовании, описании, рассуждении. Составление предложений по схемам.


Построение предложений, работа с союзами. Однородные члены.

Предложения с обращениями, знаки препинания. Отличие обращения от подлежащего.


Простые и сложные предложения, схемы, знаки препинания.


Образование слов. Окончание. Однородные члены, трудные орфограммы в корне.

Однокоренные слова, главные члены предложения.


Чередование звуков, корень слова.


Правописание гласных и согласных в приставках.


Чередование корней, однокоренные слова, распространенные и нераспространенные предложения.

Морфология, определить части речи.

Работа с текстом, стили речи.


Имя существительное как часть речи, работа с географическими названиями.


Склонение имен существительных падежные окончания.


Главные члены предложения. Словосочетания. Запятая в простом предложении.

Знаки препинания при диалоге. Работа с текстом.

Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Глагол как часть речи, работа с динамическими текстами. Сравнить глагол с существительным и прилагательными

Виды глагола, не с глаголами, время, спряжение глагола.


Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Работа с текстом сюжетного характера.

Сергей Заплавный: “Рассказы о Томске” стр.12

Римма Кошурникова: “Поставити город…” стр.5

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”, стр.25

Витольд Славнин. “Томск сокровенный”. Ступенька 2, стр. 94-96.

Л.М.Плетнева. “Томское Приобье в начале 2 т.н.э. (археологические источки)

Сергей Заплавный: “Рассказы о Томске”. Глава “Позара”, стр. 49

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Позара”, стр. 44-45.

В. Славнин. “Томск сокровенный” Глава 3, стр. 176-177.


Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Отличительный знак города”, стр. 71-72.

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Мушкетеры Отечества”, стр. 80.

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Мушкетеры Отечества”, стр. 81-82.

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Мушкетеры Отечества” стр. 90-91.

Сергей Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Невольные томичи” стр. 96-97.

В.Славнин. “Томск сокровенный”. Глава 3, стр. 178-180.


С. Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Невольные томичи”, стр. 101-102.

С. Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Невольные томичи”, стр. 108-109.

“Русские писатели в Томске” (очерки) Редактор Н. Бабушкин. Стр.21.


С. Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Сибирские Афины”, стр. 138-139.


Римма Кошурникова: “Стоит над Томью град старинный”. Глава: “Мечтание мое – Томский университет”, стр. 25.

С. Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Исторический город”, стр.332. Перечень открыток “Томск”.

С. Заплавный. “Рассказы о Томске”. Глава “Путь в небо”, стр. 290-291. Римма Кошурникова “Чудище под облаками”, стр.11.

Т.А. Гончарова: “Мы – томичи, ваши земляки, ваши соседи”.

“Муравейник”. Газета юных экологов и краеведов №22, 2003 год.

“Муравейник”, газета юных экологов и краеведов Томской области, №24, 2004 год.

“Муравейник”, газета юных экологов и краеведов Томской области, №25, 2004 год.

“Муравейник”, газета юных экологов и краеведов Томской области, №27, 2004 год.

“Муравейник”, газета юных экологов и краеведов Томской области, №26, 2004 год, стр.7

“Муравейник”, газета юных экологов и краеведов Томской области, №21, 2003 год.

“Томская старина”, приложение к газете “Сибирские Афины”, №2, 1991 год, стр.17.

“Томская старина”, приложение к газете “Сибирские Афины”, №1, 1991 год, стр.4-5.

Б. Иоганзен “Природа Томской области”, стр.128

П.Е. Бардина: “Жили да были”. Музей – выставочный зал г. Северска.


Набор иллюстраций “Томск юбилейный”.


Римма Кошурникова: “Стоит над Томью град старинный”, стр.57.


Виктор Кресс: “Томская область на перекрестке столетий”. Глава 1, стр. 7.

05.09

12.09


19.09

26.09

03.10

10.10


17.10


24.10


31.10


07.11


14.11


21.11


28.11

05.12

12.12


19.12.


26.12

17.01

24.01

31.01


07.02

14.02

21.02


28.02


07.03.


14.03


21.03


04.04


11.04


18.04

25.04

08.05


15.05


22.05


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21