Преподавание литературы Былины. "Преданья старины глубокой". 6-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1773 Сидоренко Галина Ибрагимовна, учитель русского языка и литературы Конечно, настоящий профессионал может дать урок и с мелом в руках, но, как сказал М. Горький: «В карете прошлого никуда не уедешь…». Когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование, компьютер – первый помощник и советчик учителя. Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
Приложения к уроку литературы в 6-м классе «Былины» Тип урока: обобщение и закрепление материала Тема урока: Былины. Былинные герои. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Цели:
Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или экран). (Картины Васнецова, звукозапись исполнения былины, таблицы на слайдах, тесты, определение и кроссворд в интерактивном режиме). ХОД УРОКА 1. Актуализация Побудительная мотивация Звучит отрывок из былины в песенном исполнении, слайд «Гусляры», «Баян» Васнецова. – Какое произведение вы услышали? БЫЛИНЫ Алёша Попович, Илья Муромец…. (Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Святогор) – Кто это? Продолжите ряд. Кто вам известен еще? Учитель зачитывает строки из былин. «Узнай героя»
– В одной из былин говорится:
– А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! – Сегодня заключительный урок по изученным были нам, как бы вы предложили озаглавить урок, сформулируйте его тему: «Былинные богатыри», «Могучие богатыри славной Руси». Учитель предлагает проблемный вопрос: «Кому из былинных богатырей вы бы поставили памятник?» Сообщение темы и целей урока. 2. Применение знаний в стандартной ситуации – Рассмотрите картину Васнецова «Богатыри», кого вы увидели? Что можете о них рассказать? Соотнесите характерные черты героев и их имена. На экране интерактивное задание на соответствие (характерные черты – имя богатыря). – Какие же черты вобрали в себя былинные герои? Обобщение: Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот. – Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (Со сказкой) – Что общего былины и сказки, а в чем отличие? На слайде после высказываний детей появляются записи о различиях и сходствах.
Интерактивное задание на определение постоянных эпитетов. Слайд с текстами 1и 2 вариантов на определение средств выразительности речи: – Прочитайте выразительно, о ком идет речь в отрывках? Какие подвиги богатырей описаны?
Дети отмечают эпитеты, гиперболу, уменьшительные суффиксы. Проверяем на слайдах. Обобщение: – С какой целью используются данные средства выразительности? (Показать богатырскую силу героев, высказывается отношение народа к героям). 3. Творческое задание (применение знаний в незнакомой ситуации) Картина «Богатыри» Дифференцированное задание 1. Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук разрывчатый, стрелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.). Проверка устно. – Так какому былинному герою вы бы поставили памятник? (Дети высказывают свое отношение к былинным героям) Учитель обобщает: Наверное, поставить памятник одному былинному герою – умалять достоинства других, не уступающим в силе доблести и славе. Памятник нужно поставить русскому слову в честь русской былины, который запечатлел образы всех былинных героев, защищавших родную землю от врагов, пахавших пашню, совершавших самые разные подвиги. 4. Проверка усвоения материала Интерактивный кроссворд
Ученики записывают правильные ответы в тетрадь, проверяем с зкрана. 5. Итог урока: оценивание детей друг друга о работе на уроке. 6. Рефлексия Какие надписи вы бы оставили на придорожном камне? 7. Домашнее задание Написать былину, используя былинную лексику. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |