Преподавание литературы Сценарий вечера "И новый мир увидел я…" (к истории взаимоотношений Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1171 Грачева Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы Ход мероприятия Цели и задачи: расширить знания о взаимосвязи творчества поэта с его жизнью, стимулировать интерес к изучению дополнительных материалов (писем, дневников) о жизни и творчестве Тютчева Ф.И., познакомить с некоторыми произведениями современных авторов, побудить к дальнейшему знакомству с творчеством А. Дементьева, В. Боровицкой, Е. Щетининой; развивать стремление к проникновению в мир поэтических образов с помощью произведений музыки и живописи Форма проведения: литературный салон, литературный вечер в рамках предметной недели в школе; внеклассное мероприятие к разговору о любви (14 февраля, 8 июля); вечер встречи с белгородским поэтом Екатериной Щетининой (ныне профессор, преподаватель технологического университета им. В.Г. Шухова) Оборудование: экран, проектор, презентация "И новый мир увиделя" со специально выстроенным видеорядом и музыкальными фрагментами; декорации (расставлены по разные стороны от экрана, чтобы создать эффект переклички при чтении стихотворений): письменный стол, свеча, перо - для Голоса Тютчева, кресло, шаль, книга, свеча - для Голоса Денисьевой Рекомендации к постановке: во вступительном слове перед проведением мероприятия учитель литературы (руководитель драмкружка, организатор вечера) должен сказать о том, что взаимоотношения Поэта и Музы - это всегда повод к созданию поэтических произведений высочайшего накала, всеобъемлющей искренности; так было и с Ф.И. Тютчевым, который, переживая отношения с Е.А. Денисьевой, создал шедевры поэтического мастерства, вошедшие в "Денисьевский цикл": "Как ни дышит полдень знойный:", "День вечереет, ночь близка:", "О, как убийственно мы любим:", "Не раз ты слышала признанья:", "Последняя любовь" и др.; но в сегодняшнем мероприятии будут звучать стихотворения поэтов XX века (Андрея Дементьева, Екатерины Щетининой, Валентины Боровицкой), в творчестве которых найдено много таких произведений, которые созвучны знаменитым строкам Тютчева; количество ведущих определяет сам организатор, во время мероприятия, рассказывая, ведущие передвигаются по сцене (лучше, чтобы она была ниже экрана с презентацией), становясь то за стол Тютчева, то за кресло Денисьевой, то останавливаясь между ними и проходя ближе к зрителю; после мероприятия, спустя некоторое время, к видеоряду, собранному в презентации, может вернуться учитель изобразительного искусства и рассказать об истории создания полотен знаменитых русских художников, использованных в презентации (или такое задание может быть дано детям в рамках предмета "Мировая художественная культура") Голос Тютчева. (слайд №1)
ВЕДУЩИЙ. Многие годы для Тютчева 15 июля было числом "блаженно-роковым". В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву. Встретил на квартире у ее тетки, инспектрисы Смольного института. Ему было 47, ей - 24. Голос Тютчева. (слайд №2)
Голос Денисьевой
ВЕДУЩИЙ. Происходила она из старинного дворянского рода, некогда богатого, но к тому времени изрядно обедневшего из-за мотовства отца, который служил теперь где-то в провинции. Матери лишилась еще в раннем возрасте и жила у maman, как называла свою тетку, заменившую ей мать. Любовь к Денисьевой вспыхнула сразу, как будто что-то ударило в сердце. Впрочем, и раньше ему доводилось испытывать подобное - натура у него была пылкая, часто увлекающаяся "земными очарованиями", он жил сердцем и много любил. Был дважды женат, оба раза по любви и оба раза на вдовах. Голос Денисьевой (слайд №3)
ВЕДУЩИЙ. Первая его супруга Элеонора Федоровна, урожденная Ботмер, подарила ему троих дочерей, которые были обязаны матери жизнью дважды. В мае 1838 года она с детьми плыла на пароходе "Николай I" в Любек на встречу с мужем. Ночью в море возник пожар, и Элеонора Федоровна проявила редкое для женщины самообладание и мужество: спасла детей, но сама от судьбы не ушла, хотя и осталась жива. Она умерла три месяца спустя после катастрофы на море от нервного потрясения, отягощенного жестокой простудой. В одну ночь Тютчев поседел у гроба жены - сердце его разрывала глубокая скорбь, казалось, что навсегда должен теперь отречься от счастья. Голос Денисьевой
Голос Тютчева.
Голос Денисьевой
ВЕДУЩИЙ. Когда поэт познакомился с Еленой, он был одиннадцать лет женат вторым браком. Как и в первый раз, супругой избрал иностранку, красавицу и умницу Эрнесту Федоровну, урожденную Пфеффель. (слайд №4) Встретив Елену, прекрасную русскую девушку, Тютчев отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней. "Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! - пишет он ей.- Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!" И в этом была его драма. Голос Денисьевой (слайд №5)
Голос Тютчева.
ВЕДУЩИЙ. Но еще в большей степени угнетало "людское суесловие" вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, злословью света, Тютчев, ни минуты не задумываясь, принес в жертву своей любви блестящее положение в обществе, не обращал внимания на недовольство двора, и можно было счесть, что он бравирует перед общественным мнением. О чем это говорит? Только о глубине его любви, о том, насколько сильно был он увлечен. Голос Тютчева.
ВЕДУЩИЙ. В нем проснулась такая свежесть чувств, такая способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что знавшие его положительно отказывались верить, будто такое возможно в его годы. (слайд №6) В еще более сложном положении оказалась Елена. Ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине. Голос Денисьевой
ВЕДУЩИЙ. У нее было все, что требовалось для успеха в обществе. "Природа одарила ее большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера",- вспоминал А. И. Георгиевский, московский журналист, муж ее единокровной сестры Марии. Ей не простили "беззаконной любви", она испила более горькую чашу. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института... "Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей". Голос Денисьевой
Голос Тютчева.
Голос Денисьевой
ВЕДУЩИЙ. Она все выдержала, с готовностью пожертвовала всем. Ее любовь была безоглядная, хотя и сопровождалась горечью и разочарованием в Тютчева угнетало сознание вины перед ней. Поэт тягостно, как свои собственные, переживал страдания любимой женщины, которые та терпела из-за него - ее "безжизненного кумира". Временами ему казалось, что он недостоин того глубокого и цельного чувства - "искреннего и пламенного", возникшего в сердце возлюбленной. (слайд №7) У него вырываются удивительные по откровению строки:
Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней, этой "земной и незаконной страстью", в его стихах возникла необычайная глубина, "какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти". Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами. Несмотря на тягостное и двусмысленное положение, Елена стойко несла свой крест все четырнадцать лет, что они были вместе. В жизни поэта это был не эпизод, не просто одно из его увлечений, о котором известно благодаря многим стихотворениям, его отражающим, это была самая большая, самая сильная любовь, пожар, которым заполыхало на склоне лет его пламенное сердце.
У них был общий дом, общие дети - их дети - трое, носившие его фамилию, хотя юридически считались незаконнорожденными. Из них выжил один Федор. Двое других умерли в детстве - Леля четырнадцати лет и Коля полуторагодовалым. Елена Александровна была для них прекрасной матерью, нежной, заботливой. Когда они болели, проводила бессонные ночи у их кроваток, не жалела себя, их страдания разрывали ей душу. Нужно иметь большой запас энергии, убеждала она себя, чтобы не поддаться дурному настроению, этому безобразному, злому существу столь дурного тона. (слайд №8) Когда ее Леля заболела корью и болезнь жестоко измучила ребенка, готова была сменить место жительства и переехать в Москву. В Москве ей не составило бы труда устроиться. На Малой Дмитровке жила ее сестра, а по соседству в Пименовском переулке снимала квартиру сестра поэта Дарья Ивановна, в замужестве Сушкова. Здесь, в доме №11 (ныне №13), у них был известный в ту пору литературный салон, посещаемый Гоголем, Толстым, Чаадаевым, Вяземским и многими другими. Но переезд не состоялся. Точно также она ухаживала за Федором Ивановичем, когда он занемогал. Беспокоилась, переживала за своего, как называла его, Боженьку. (слайд №9)
Голос Тютчева.
Голос Денисьевой
ВЕДУЩИЙ. Чутким женским сердцем Елена угадывала малейшие изменения в его настроении, однако и сама с годами становилась раздражительной, вспыльчивой и мнительной. Видно, не выдерживала своего двусмысленного положения - жизни отреченья, жизни страданья, уготованной ей судьбой. Она не хотела, да и ни за что бы не отказалась от любимого человека, но и мириться со всем тоже не желала. У них не раз бывали объяснения на этот счет, Елена Александровна требовала определенности, узаконенности их отношений, просила, умоляла. На все ее стенания и мольбы Тютчев отвечал, что она хочет невозможного. Потом, когда будет уже поздно, он поймет, как была права Елена в своих крайних требованиях, как верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при его "тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие". (слайд №10) Запоздалым чувством вины проникнуты многие лирические признания "Денисьевского цикла".
Еще недавно казалось, что как беспредельна любовь Елены, так и жизненные ее силы неистощимы. Но нежданно обрушилась болезнь, жестокая, неизлечимая. У нее открылась чахотка. Она мужественно боролась с недугом, надеялась. Но силы с каждым днем оставляли ее. Большую часть времени проводила теперь в постели - "это так скучно", не смея открыть окно в комнате, где задыхалась не столько от духоты, сколько от сознания собственной беспомощности и обреченности. ВЕДУЩИЙ.
ВЕДУЩИЙ. По ночам ее преследовали кошмары, мучила лихорадка. Одно время, казалось, она начала поправляться, стала вставать и проводила большую часть дня в гостиной, обедала за столом. Радовалась на своего Боженьку, беспокоилась, чтобы ему не было скучно, и очень хотела поправиться скорее не столько для себя, сколько для него. Но, как часто бывает, улучшение самочувствия было обманчивым. Вскоре наступило резкое обострение, и четвертого августа 1864 года она скончалась. (слайд № 11) "Все кончено... Вчера мы ее хоронили... Что это такое? Что случилось?.. Во мне все убито: мысль, чувство, память, все... Пустота, страшная пустота... Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то.... Сердце пусто, мозг изнеможен. Даже вспоминать о ней, вызвать ёе живую в памяти, как она была, глядела, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо..." Для Тютчева началась мучительная пытка, которая длилась долгие девять лет. Все это время его душевное состояние было ужасно, он погибал день за днем все больше и больше в мрачной бездонной пропасти. Смысл жизни кончился, и то, что чувствовал, невозможно было передать словами. "Если бы настал мой последний день, то я приветствовал бы его, как день освобождения",- признается он и желает, чтобы она поскорее взяла его к себе. Ему нестерпимо сознание, что на долю его выпала страшная участь - "жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как ее любовь, и пережить ее..." Голос Тютчева.
ВЕДУЩИЙ. Те, кто встречал его в эти дни, видели - Тютчев был в отчаянном состоянии, часто рыдания подступали к горлу и слезы омывали грудь. Это были дни нравственной пытки и для него, и для его близких - он находился на грани умопомешательства. (слайд №12) Голос Тютчева.
ВЕДУЩИЙ. Чтобы спастись от преследовавшей его памяти, Тютчев едет на полгода в Европу. Его видят в Германии, Швейцарии, Франции. Но "жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет и не может". Путешествие, бегство от минувшего не спасло, не освободило от "муки вспоминанья", на которую его обрекла та, с кем ему так хорошо было жить, так легко и отрадно. Голос Тютчева.
ВЕДУЩИЙ. Он испробовал все, пытался и стихами излечиться от душевной боли. Понял, однако,- ничто не в состоянии ему помочь, ничто не утешало. Трагическим рефреном звучат в его письмах слова: "не живется - не живется - не живется..." Он решает вернуться туда, где еще что-нибудь от нее осталось, дети ее, друзья, весь ее бедный домашний быт, где было столько любви и столько горя..." Не спасло и это. Мука продолжалась, облегчение не приходило. И когда пробил его последний час, лицо приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса. Глаза широко раскрылись, как бы уставились в даль, туда, где ждала его она. Он просиял и погас. Это случилось в приснопамятный для него день - 15 июля. Ровно через двадцать три года после того блаженно-рокового дня, как он встретился с ней, незабвенной своей любовью. Голос Тютчева.
В составлении разработки использованы книги: 1) Боровицкая В.Н. Стихи о любви. Стихи. - М.: МГП "Страстной бульвар", 1991 2) Дементьев А.Д. Лирика. - М.: Издательство Эксмо, 2003 3) Щетинина Е. Присутствие. Стихи. - Белгород: ИПЦ "ПОЛИТЕРРА", 2006 4) Я помню чудное мгновенье/Сост., вступ.ст. и вводн. Тексты Романа Белоусова. - М.: Правда, 1987 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |