Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Имя прилагательное. 5-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Имя прилагательное. 5-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2112

Веренько Алла Николаевна, учитель русского языка и литературы

Роль имени прилагательного в речи

I. Вспомните героев известной сказки “ Аленький цветочек”.

Жил-был богатый купец. Много у него было дорогого товару, хорошего, камней заморских, драгоценных, золотых и серебряных монет.
Были у того купца три красивые дочери. Любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше всех.

Какие признаки камней названы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи? (Что она обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется.)

II. Отгадайте о какой птице идет речь. Слова какой части речи помогли вам узнать птицу?

… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицей.

Белый как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову).

Запишите прилагательные, которые обозначают: 1) цвет, 2) отношение автора к предмету описания.

III. С какой целью использованы имена прилагательные в этом отрывке из рассказа А.П. Чехова “Мальчики”?

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если б на нем не было гимназической куртки. (По А.П. Чехову).

В какой последовательности дается описание мальчика? К какому стилю речи относится данное описание?

IV. Отгадайте, о каком звере идет речь.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни – рога. Сам такой тяжелый грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки. (Г. Скребицкий).

Какие слова помогли узнать вам лося, хотя название животного ни разу не упомянут в тексте?
К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание животного?
Выпишите 1–2 прилагательных, обозначающих признак предмета 1) по форме, размеру; 2) по цвету.

V. Найдите словосочетания с прилагательными, с помощью которых автор описывает раннюю осень.

… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой сад, помню, кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. (И. Бунин).

Найдите прилагательные, которые называют: 1) цветовые; 2) пространственные; 3) временные признаки.

VI. Определите роль имен прилагательных в данном тексте.

… Весело в открытом поле в солнечный и прохладный день! Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы. Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно- зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба. (По Бунину)

Выпишите 2 словосочетания “прил.+ сущ.”, разберите их.
Найдите прилагательные, называющие пространственные признаки предмета.

VII. Анализ текста. (Текст может быть заранее записан на доске или спроецирован на нее. Вначале текст читается целиком.)

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.

Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышла в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движение и поразительной тишиной.

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С. Аксакову).

Анализируя текст, подчеркиваем, что с помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую мы легко можем себе представить по этому описанию. (тихое падение снега, безграничное пространство), выражает и отношение к увиденному – состояние восторга, удивление (чудное зрелище, поразительная тишина).

– Что нового вы узнали о роли прилагательного в речи? (оно может использоваться не только для обозначения признака предмета по цвету, запаху, форме, материалу и др., но и для передачи впечатления человека от предмета).

VIII.

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий)
Дождь (звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной).

Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? Составьте с данными словами по 2 словосочетания, где прилагательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом.

IX. Данные прилагательные употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите образованные словосочетания, выделив в них окончания. Какие из этих словосочетаний уместны в художественном описании?

Тёплый (погода, слова), острый (нож, язык), свежий (ветер, вид), холодный (взгляд, напиток), каменное (лицо, здание), сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).

Разберите по составу слово сильный.

X. В названиях каких известных вам литературных сказок встречаются имена прилагательные? (Сказки А.С. Пушкина, В. Жуковского, С. Аксакова, Д. Мамина – Сибиряка, Х.К. Андерсена, Ш. Перро.)

– Какие из этих прилагательных характеризуют героев сказок?

XI. Запишите словосочетания, определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – его внутреннее состояние, черты характера.

Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный , заботливый).
Разберите по составу: задумчивые, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.

XII. Подберите синонимы к прилагательным.

Застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный), энергичный человек (активный, деятельный), обаятельная девочка (очаровательная, прелестная), верный друг (надёжный, преданный).

Подчеркните прилагательные, образованные с помощью суффикса – тельн-.

XIII. Творческая работа

Попробуйте угадать, какие прилагательные употреблены в авторском тексте.

(После выполнения работы необходимо сравнить записанные определения с авторскими).

  1. (Вечерние) сумерки. (Крупный) (мокрый) снег лениво кружится около фонарей и (тонким) (мягким) пластом ложится на (мокрые) крыши, спины, плечи, шапки. (По А.П. Чехову).
  1. Вот на (небольшом) листке осины путешествует (желтобрюхий) шмель. (быстрое) течение ручья несёт (мохнатого) путешественника среди множества препятствий. С куста на куст перекинул над ручьём свою (серебристую) паутинку охотник – паук. (Соколов – Микитов).
  1. Весна.
  2. Пригрело (весеннее) солнце. На (лесной) полянке начал таять снег.
    С пригорка по ложбинке побежал (весёлый) ручеёк, наполнив до краёв (большую, глубокую) лужу, перелился через край и дальше в лес побежал.
    Опустели (зимние) квартиры в (старом) пне.
    Выполз из трухи (длиннохвостый) тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушки тоже от (зимнего) сна очнулись.
    Ожил под (тёплым весенним) солнцем и (огромный лесной) дом – муравейник.
    Вместо (зимних) квартир теперь на полянке появились (новые) – (весенние). (По Г.А. Скребицкому).

  3. Зима, лютуя, дошла до перевала. Летят (светлые) пушинки с (низкого) неба. Метёт метелица. Погода не спорит с (народными) приметами: “ вьюги да метели под февраль полетели”. Обычно первая декада февраля – самая (метельная) пора, (смутное) время (сильных) буранов…
  4. В оковах льда, в (пышных) снегах почивает “спящая красавица” - природа. Не тронутые (холодным) огнём (яркого), но (бессильного) солнца, покоятся на ветвях снежные нависи. Всё осыпано инеем. (Шелковистая) вата снегов нежно румянеет в (косом) свете (лучистого) заката. От леса падает синеющая тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх (лилового) свинца сугробов. (Густо – кобальтовая) синь неба. (Сизо – зелёная) хвоя елей и сосен. (По Д. Зуеву).

    Озаглавьте текст.

  5. Приближение весны.

(Лиловые длинные) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (высокого) дерева упала (белой) пылью и рассыпалась (снежная ) шапка.

С (тихим) свистом прилетели, закачались на шишках (хлопотливые) клесты. (Пёстрым) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (высокую сухую) вершину и пустил (весеннюю звонкую) трель (лесной) барабанщик дятел.

Потоки (яркого солнечного) света заливают (лесные) поляны, отражаются в (ослепительной) скатерти снегов. Высоко в небе застыли , не движутся (весенние прозрачные ) облака. (По Соколову-Микитову).

Синтаксическая роль прилагательного в предложении

I. Составьте предложение по схемам:

II. Заполните таблицу примерами.

Роль прилагательных в предложении.
Члены предложения Примеры
I. Определение
II. Сказуемое:
полное прилагательное
краткое прилагательное

III. Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий:

  1. Возьмите приставку от слова, являющегося определением в предложении Шёл бесконечный дождь.
  2. Добавьте подлежащее из предложения Страх овладел им.
  3. Добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. (Бесстрашные).

С каким фонетическим явлением вы встретились?

С полученным словом составьте предложение, запишите его, сделайте синтаксический разбор. (Например: Бесстрашные альпинисты покоряют неприступные горные вершины).

Контрольный диктант

Великолепен вид зимнего леса! Все полянки и тропинки покрыты мягким снегом. В нём синеют глубокие следы. Здесь пробежал заяц. Морозный воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят яркие солнечные лучи и обсыпают их холодным блеском.

Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость синего неба. Потянул ветер, и громадная туча заволокла горизонт. Она словно рассыпалась белым пухом и наполнила лес движением пушистых снежинок и поразительной тишиной. Снежные хлопья падают и падают на землю.

В короткие зимние дни быстро темнеет в лесу. Пора возвращаться домой. У тёплой печки с наслаждением вспоминаешь эту удивительную картину. (99 слов).

Дополнительные задания

  1. Выпишите прилагательное, строение которого соответствует схеме:
  2. Выпишите прилагательное с орфограммой на конце слова после шипящей.
  3. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21