Преподавание литературы Открытый урок "Кто лучше напишет сказку, подобную народной?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1766 Кузнецова Анна Олеговна, учитель русского языка и литературы Цель: Провести сравнительный анализ литературных сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. Задачи: Выявить сходные и различные черты литературных сказок. Уяснить, кто из двух авторов лучше написал сказку, подобную народной. Оборудование: Портреты писателей, изображения волшебных предметов, раздаточный материал (отрывки из произведений). Ход урока: 1. Сообщение темы и целей урока. Ребята, мы с вами прочитали сказки Василия Андреевича Жуковского “Спящая царевна” и “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” Александра Сергеевича Пушкина. – Какая жизненная история послужила “толчком” для создания этих сказок? (Спор авторов.) Сегодня, сравнив обе сказки, мы постараемся понять, кто из двух авторов, лучше справился с обработкой народной сказки. – Как называется сказка, у которой есть автор? (Авторская сказка.) – Если бы эти сказки бы русскими народными, к какому виду сказок мы бы их отнесли? (Волшебные.) Для удобства нашей работы мы разделимся на две команды.
Сравнивая, мы будем отталкиваться от особенностей русских народных сказок: 1) Композиция (построение произведения): Какие части русской народной сказки мы встречаем в этих произведениях? (Зачин, кульминация, концовка.) Что такое зачин? Кульминация? Концовка? – Зачин (Цитирование):
– Кульминация (цитирование):
– Концовка (Цитирование):
2) Художественные средства выразительности: Какие еще отличительные черты русских народных сказок нам здесь встретились? (Проверка домашнего задания.) Каждый пункт поясняется, дается определение. – Постоянные эпитеты:
– Сравнения:
– Книжные выражения / народная речь: Чтобы сказка была подобна народной, в ней должна звучать народная речь. Давайте посмотрим справились ли с этим наши авторы.
– Какие волшебные силы действуют в сказке?
– Игра “ Распредели предметы по сказкам и найди лишние” На доске перемешаны листы, на которых изображены волшебные предметы из разных сказок. Учащиеся сопоставляют предметы и сказки и находят лишние. – Магические цифры (3, 7, 9):
– Троекратные повторы:
(Цитирование, либо инсценировка заранее подготовленными учениками.) Такое уважительное отношение к природе, вера в ее могущество характерна для русского народа, что прочувствовал А.С. Пушкин и отразил в своем произведении. – Олицетворение: После каждого пункта идет подсчет баллов, чтобы в конце прийти к выводу, кто победил в споре. – Сравнение описания внешности героинь. Мы сопоставим, какие слова находят поэты, чтобы описать персонажей. Например, царевну. Найдите эти строки в тексте.
Какое из описаний дает нам больше информации, более образное, яркое? 2. Исходя из этих особенностей, определите перу, какого автора принадлежат эти отрывки? (Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
Королевич зарыдал 3. Игра “Вставь пропущенный эпитет” А.С. Пушкин: (Тексты представлены на листах, которые лежат на партах учащихся.)
В.А. Жуковский:
4. Подведение итогов. – Кто же на самом деле, по вашему мнению, написал сказку подобную народной? Дайте письменный ответ. – Что вам понравилось сегодня на уроке? 5. Домашнее задание Задание “Будьте внимательны к слову”, страница 102 (письменно). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |