Филология Статья: Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 744 Николенкова Н. В. В сложноподчиненном предложении (СПП) может быть две части – одна главная, другая зависимая, придаточная. В этом случае сама постановка запятой проблем не вызывает, сложность здесь иного рода – способен ли пишущий увидеть, что его предложение сложное, состоит из двух частей. Другого рода сложности возникают при постановке знаков препинания в СПП, где к одной главной части относится несколько придаточных. Можно говорить о трех типах соединения придаточных частей с главной. 1. Все придаточные присоединяются к главной части, при этом между придаточными связи нет. Это неоднородное подчинение. Если выпадет снег, мы пойдем гулять, чтобы поиграть в снежки. 2. Все придаточные относятся к главной части, при этом являются однотипными, связаны между собой, относятся одному и тому же слову или одинаково характеризуют главную часть. Это однородное подчинение. Этой зимой все мечтают, когда же выпадет снег и люди смогут покататься на лыжах. 3. К главной части относится только первое из придаточных, остальные "по цепочке" связаны между собой. Это последовательное подчинение. Я расстроился, потому что услышал, что завтра опять будет идти дождь. В данной работе мы хотели бы повторить правила расстановки знаков препинания в предложениях с однородными придаточными частями. Трудность для многих школьников заключается в том, что, научившись "считать" части СПП и ставить запятую на границе частей, они забывают следить за типом объединения придаточных частей с главной и между собой. Между однородными придаточными частями знаки препинания ставят, используя правило расстановки запятых между однородными членами предложения [1] . Это означает, что: 1. Если части не соединены союзом, запятая ставится: Звери в лесу рассказывали друг другу, что у лисички избушка ледяная, что она растает с первыми лучами солнца, что тогда лисичка съест соседа и переберется к нему в дом. 2. Если две однородные части соединены неповторяющимся соединительным или разделительным союзом, то между частями запятая не ставится: Добрый и глупый заяц надеялся, что за зиму они с лисой подружатся и что она уже не захочет есть ближайшего соседа и лучшего друга. 3. Если однородные части соединены повторяющимися союзами, перед каждой частью ставится запятая: Лиса мечтала, как она съест соседа, и как переберется в его добротную избушку, и как пригласит на новоселье всех подруг. Несложное в своей формулировке правило создает, оказывается, массу проблем для пишущего. Дело в том, что часто школьники не способны увидеть однородности придаточных частей, не могут определить, как именно придаточные части характеризуют главную, к какому слову в ней относятся. Для работы над правилом необходимо определять главную часть и обязательно задавать от нее вопрос для определения типа придаточных. Опираясь на собственный опыт, мы бы посоветовали начать работу с таких СПП, придаточные которых относятся к обстоятельственным типам (времени, причины, условия), но не с придаточных изъяснительных, однородность которых ряду школьников бывает труднее установить. Однородность таких придаточных определяется тем, что они отвечают на один вопрос и вводятся одним и тем же союзным средством. У последнего в ряду придаточного союзное средство может быть опущено, но легко восстанавливается: Лиса съела зайчика (когда?), когда наступила весна и [когда] её домик растаял. Задание 1. Найти главную часть, определить тип придаточных, расставить знаки препинания. 1. Мы сможем поехать на праздники домой если (во)время сдадим все зачеты если первый экзамен назначат не раньше 9 января и если нам выдадут ст…пендию. 2. Когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки молоденькие библиотекарши пр…хорашиваются и стараются пр…нарядиться. 3. Сережа отрастил усы чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом а не школьником. 4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни "тройки" мои родители будут расстроен…ы. 5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет. 6. Онегину быстро наскучила деревня так как экономические реформы его не интересуют охоту он любит а красотой природы восхищаться не способен[2] . 7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел. 8. Чтобы дочь общалась в приличном с точки зрения отца обществе и чтобы нашла себе достойного жениха Фамусов устраивает дома балы. 9. Мцыри мечтает о жизни там где нет монастырских стен и жесткого расписания дня где дыш…т…ся воздухом свободы где люди вольны как орлы. 10. Печорин ухаживает за Мери чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедит…ся в своей способности оч…ровать любую девушку. 11. "Мертвые души" - поэма так как в ней присутствует (Л,л)ирический герой и так как многочисленные (Л,л)ирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. 12. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следу…щего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел в его сознании совершается переворот. Однородность придаточных изъяснительных определить сложнее. Во-первых, не все школьники помнят, что придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы, поэтому задают вопрос к союзному средству, вводящему придаточное. К примеру, в предложении "Я спросил, почему он здесь" вопрос "о чем?" подменяется вопросом "зачем". Поэтому первая задача преподавателя – научить задавать вопрос. Во-вторых, однородные придаточные изъяснительные могут вводиться разными союзными средствами, например: "Я спросил, кто он и что он здесь делает". Для синтаксических разборов и построений схем дополнительную сложность создают неполные придаточные изъяснительные, когда несколько частей в ряду однородных представлены лишь одним союзным средством: "Я не знаю, кто, как, зачем и почему это сделал". В последнем примере перед нами 4 однородных придаточных, три из которых неполные. Задание 2. Найдите однородные придаточные изъяснительные, расставьте знаки препинания. 1. Многие не понимают за(чем) надо учиться и по(чему) необходимо получить хорошее образование. 2. Он не предупредил нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году. 3. Мне показалось будто из окна в доме (на)против на меня кто(то) пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим(то) наблюдением. 4. По заводу ходили слухи что руководство будет смещен…о что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. 5. Читая роман я смог почу…ствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы [3] . 6. Ленский не понимает что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина лишь способ заставить Владимира злит…ся. 7. Пьер не знает еще как нужно вести себя в (П,п)етербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить. 8. По описанию (М,м)осковского дворянства в 7 главе становится ясно что Пушкин опирается на (Г,г)рибоедовскую комедию и никаких новых черт в жителях Москвы поэт не видит. 9. Базаров не понимает (за)чем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь (не)нужными с его точки зрения вещами. 10. Обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрес…ным рощам. Работа над однородными придаточными включает еще несколько более сложных моментов. Они отдельно разобраны в справочниках, но мы считаем, что их проработке в пособиях не уделяется должного внимания. 1. Союзы ЛИ…ИЛИ рассматриваются как повторяющиеся, следовательно, перед ИЛИ необходима запятая: "Надо подумать, надо ли есть его прямо сейчас, или это может подождать до лета", размышляла лисичка. Сложность применения этого правила заключается в том, что даже хорошо знающие теорию русского языка школьники забывают про ЛИ как подчинительный союз и часто просто не замечают его в предложении. Следовательно, надо лишь дать больше заданий с использованием союза ЛИ и союзов ЛИ…ИЛИ. 2. "Следует различать случаи, когда одиночный союз И соединяет однородныце придаточные части (запятая перед И не ставится), и случаи, когда союз И соединяет два независимых предложения или однородные члены в главной части, между которыми находится придаточная часть (запятая перед И ставится)" [4] . Пример, приведенный в справочнике Д.Э.Розенталя показывает, что есть предложения, которые можно истолковать двояко (В заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует примять меры к защите овощей от холода – то есть информация об овощах есть в самой заметке. Постановка запятой перед И в том же предложении изменит смысл: заметка сообщает лишь о погоде). Возможность двоякого толкования говорит нам о том, что понимание фразы школьником и проверяющим вполне может быть разным, поэтому при отсутствии в тексте возможности однозначно понять фразу данный пункт правила следует рассматривать как факультативный. Такие проблемы могут вставать при разборе СПП с придаточными изъяснительными и меры. Зато необходимость следить за постановкой закрывающей придаточную часть запятой в случае, если дальше идет продолжение главной части, гораздо более актуальна. Трансформируем пример Розенталя: В заметке указывается, что ожидаются заморозки, и даются советы по защите овощей от холода. Союз И соединяет однородные сказуемые главной части, внутри которой находится придаточная. Проработке данных пунктов правила посвящено следующее задание. Задание 3. Расставьте знаки препинания. Подумайте о том, в каких предложениях возможны два варианта: постановка запятой перед И и её отсутствие. 1. Трудно сказать стал ли бы Ленский настоящим поэтом или как и предполагал Пушкин его бы обыкновенный ждал удел. 2. Кто этот человек и (по)чему так разговаривает с ним Пьер не знает но чу…ствует что человек говорит правильно и это и есть нужная ему жизненная позиция. 3. Из монолога Чацкого мы можем узнать какие черты в (Ф,ф)амусовском обществе ему особенно чужды и делаем выводы о собственных взглядах героя на жизнь. 4. История Плюшкина так пор |