Преподавание русского языка Конспект открытого занятия по развитию речи "Я — оратор"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 839 Семыкина Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы Отличительная черта занятия – направленность на:
Задачи занятия – развивать умения:
Занятие строится на принципах естественного развития личности учащихся:
В ходе занятия активно используются элементы технологии контекстного обучения. 1. Слово учителя с элементами беседы о предмете занятия. Каждый человек на каком-то этапе своей жизни, в конкретной ситуации довольно часто испытывает трудности в подготовке к публичному выступлению. Ежедневно человеку приходится выстраивать, “изобретать” свою речь. Как справиться с этой ситуацией? Как сделать публичную речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? Как произнести речь так, чтобы слушающие сказали о тебе: “Вот это оратор! Надо же, как красноречив!”. Какие два понятия я объединила в этом предложении?
Взаимосвязаны ли эти два понятия? Каким образом? Есть такая древняя притча. Уставший путник остановился у камня отдохнуть. Мимо него проходил работник, толкая тяжелую тележку, доверху нагруженную камнями. – Что ты делаешь, добрый человек? – спросил у него путник. – Не видишь, я, надрываясь, толкаю тяжелую тележку, – неприветливо ответил тот. Появился второй работник с такой же тележкой. Путник и ему задал тот же вопрос. Он ответил: – Я зарабатываю на хлеб себе и своей семье. И третьему путник задал тот же вопрос: – Что ты делаешь, добрый человек? Третий работник остановился, отер рукавом пот со лба, легкая улыбка мелькнула на его лице, и он, указывая рукой на холм, где был заложен фундамент, ответил: – Я строю этот прекрасный храм. Любое действие, предмет, явление можно определить по-разному. По-разному определяли и понятие “красноречие”. “Красноречие – есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.” М.В.Ломоносов Древнегреческий философ Аристотель считал, что “красноречие – это счастье”, потому что оно помогает человеку быть понятым другими. В.Г.Белинский: “Красноречие есть искусство, – не целое и полное, как поэзия: в красноречии есть цель, всегда практическая, всегда определяемая временем и обстоятельствами…” Дайте свое определению понятию “красноречие”. Какими основными характеристиками должна обладать красноречивая ораторская речь? Речь должна быть:
Правильной: грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность. Информативной: конкретная тема, цель выступления, соответствие подробному плану. Эмоциональной: жесты, интонация, пауза, мимика. 2. Анализ речи, подготовленной учащимися. Обсуждение с точки зрения основных характеристик.Речь № 1. Видеозапись оратора из 10 класса Степановой Надежды. Речь № 2. Видеозапись оратора из 10 класса Соболевой Анжелики. 3. Работа над собственной речью. Академик A.M. Микулин говорил, что “...все люди, которым в своей работе приходится быть ораторами, обязательно должны пройти курс постановки голоса во имя защиты своего здоровья и даже жизни...”. У неподготовленного человека, непривычного к произношению монологов, страдает основная функция — снабжение организма кислородом, так как человек старается сказать как можно больше слов на выдохе и задерживает вдох. Постановка дыхания. Встаньте, расслабьтесь, положите руки на верхнюю часть живота. Плечи и грудь неподвижны. Вдохните верхней частью живота (через нос), выдохните (через рот). Сделайте несколько вдохов – выдохов на счет. Попробуйте на выдохе произнести звук [ф]. Об известном ораторе Демосфене я вам рассказывала на предыдущем уроке развития речи. Он набирал в рот камешки и старался говорить ясно. Брал в руки щенка, слушая его рычание, повторял звук р. Громко читал стихи, гуляя по песчаному берегу моря, стараясь заглушить голосом шум волн. Подвесил к потолку меч, чтобы тот всякий раз, когда дернется плечо, больно ранил Демосфена. Давайте выполним одно из его упражнений, наберем в рот камешков (сладкие конфетки) и произнесем четко и ясно скороговорки:
4. Работа с форматом “Я – оратор”. Я – оратор Вы – искусный оратор своего времени. Вам предстоит публичное выступление на большую аудиторию. Как известно, подобное выступление требует огромной подготовки. Задание: установите правильную последовательность перечисленных действий при подготовке ораторской речи.
Посмотреть правила работы с форматом можно в материалах фестиваля “Открытый урок” за 2005–2006 учебный год (статья “Формы и методы контекстного обучения на уроках литературы, как средство развития творческих способностей учащихся”– http://festival.1september.ru/articles/311213). 5. Заключительное слово учителя: “Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым оно обладает, другим людям... Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, – мы оцениваем его значение и силу”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |