Преподавание русского языка Урок развития речи в 9-м классе. Подготовка к сочинению в жанре эссе: "Моя планета – человеческий дом"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2519 Егорова Гулия Насыховна, учитель русского языка и литературы Цели:
Метод обучения: Эвристическая беседа с элементами исследовательского анализа. Оформление: Стенгазета по теме, видеопроектор, экран, изображение земного шара на экране, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, изречения великих людей, выставка книг, детские рисунки, цветы, карточки – информаторы. Музыкальное оформление: музыкальный центр, мелодии Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского “Времена года”. Словарь:
Предварительное домашнее задание учащимся: Вопросы даны группе учеников
Эпиграфы к уроку:
Ход урока I. Вступительная часть (Мелодия Петра Ильича Чайковского “Времена года”. Сначала тихо потом постепенно набирая силу.) 1. Вступительное слово учителя. Вероятно, нет ни одного поэта и прозаика России, который не обращался бы к теме “человек и природа”. Каждый из них воспринимал природу по-своему, и каждый по-своему открывал читателю мир природы и самого себя в этом мире. Такие писатели как Михаил Пришвин, Константин Паустовский, сумели увидеть, что природе грозит опасность, что она нуждается в защите. Развитие науки и техники, что естественно само по себе, утрата многих ценностей привели к тому, что человек, пытаясь овладеть природой и использовать её в практических целях, поставил её на грань гибели, тем самым, создав угрозу и своему собственному существованию. Произведения наших лучших прозаиков, которые пишут о природе (Леонид Леонов, Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие), звучат как сигнал бедствия, как крик о помощи природе. Будет ли сигнал услышан? Общеизвестно, что экологические проблемы – важнейшие из мировых проблем человечества. От взаимопонимания с экологией зависит и нынешняя судьба каждого из нас. Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима. Мы не можем остаться в стороне от этой проблемы. И наш первый помощник в её решении – это наши статьи в СМИ, простые и ясные тексты, которые звучат на уроках русского языка и литературы. Общение с природой помогает человеку расти духовно, воспитывая в нём доброту, мудрость, чувство прекрасного, бескорыстие. Сегодня все мы хорошо знаем, к сожалению, что человек использовал растущую научную и техническую мощь во зло природе, а, следовательно, и во зло себе…Что ж, может быть, люди научатся “родственному вниманию” к природе, и их любовь к ней останется горячей и действенной. Они ещё могут спасти природу и спасти себя. Цель нашего урока: во-первых, научиться писать сочинение в жанре эссе, т.к. сочинения этого жанра вам предстоит сдавать на экзаменах по всем гуманитарным предметам: литературе, русскому языку, иностранному языку, истории и обществознанию; во-вторых, развивать умение анализировать текст; в-третьих, учиться рецензировать высказывание. 2. Ученик читает стихотворение Р. Рождественского “Земля – наш дом”
3. Слово учителя Вопрос об охране родной природы сегодня особенно актуален. Об этом регулярно пишут в газетах, выступают писатели, журналисты, общественные деятели, учёные. Перед нами остро встаёт задача охраны природы и рационального использования её ресурсов. В своих произведениях писатели В.Паустовский, М.Пришвин в сказке “Кладовая солнца”, М.Лермонтов в романе “Герой нашего времени” и другие авторы показывают красоту природы. На выпускных экзаменах по русскому языку учащиеся 9 класса пишут изложение с элементами сочинения, где много внимания уделяется теме “Экология”. Сочинение, над которым мы сегодня будем работать, вы можете применить на экзаменах. Мы с вами подготовим материал для написания домашнего сочинения в жанре эссе. 4. Беседа по вопросам:
- Выясняем, какими же “живыми делами” мы можем помочь лесу, природе, что можем конкретно сделать. Учащиеся делают выводы: - Мы сами в лесу. Лес – наш друг. Наше поведение – пример для других. Не рвите, не уничтожайте, а посадите, помогите, поухаживайте. - Не проходите мимо тех, кто не умеет вести себя в лесу. Остановите жадные, алчные руки. 5. Слово учителя - Неравнодушное, страстное слово всегда было большой силой. “Живым делом”, которое поможет природе, будет наше сочинение-эссе, а это, одна из актуальных форм борьбы за сохранение природной среды в родном краю. 6. Выступление учеников Рассматриваются и комментируются собранные самими ребятами материалы: стихи, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, зарисовки, раздумья о природе, рисунки, выставка книг. (На фоне тишины мелодия Антонио Вивальди) Карточка-информатор Что значит любить природу? - И рыбам, и зверям, и птицам, и травам, и деревьям, и цветам для жизни необходимы зоны спокойствия. Позаботиться об этом может только человек. - Кто в детстве спас мальчика, защитил муравья, во взрослой жизни тоже будет защищать всё живое, не позволит сжечь лес, не нарушит тишину заповедных лесов, озёр. - Человек в этом мире - старший по разуму и по старшинству должен заботиться обо всём на земле! Карточка-информатор Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной, как голова ребёнка. Сегодня её здоровье, её жизнь в опасности, она нуждается в скорой экологической помощи! Скорая экологическая помощь? Да! Центр экологической помощи создаётся при ООН. Ученые-экологи будут выезжать в места экологических бедствий, а сейчас учёными-экологами проводится “врачебный осмотр” нашей планеты. Каков же диагноз? “Кожа” нашей планеты, её живая оболочка – биосфера – заболела “раком”, и возникает вопрос, излечима ли болезнь или наша планета медленно погибает? Многие серьёзные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли: свалки, они вызывают боль и отвращение, “шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги, бетон продолжает поглощать Землю. В опасности “лёгкие” планеты – леса. Мы не должны этого допускать! Настало время осознать каждому, что наша планета – человеческий дом! II. Проверка домашнего задания Слово учителя. Прежде чем заняться творчеством, давайте отправимся в путешествие по жанру эссе и вспомним, что такое эссе, какова его структура и характерные черты. Эссе – это сочинение-рассуждение, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций. Карточка-информатор - Эссе – (от латинского слова – взвешивание, английского и французского – очерк, статья) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Автор эссе анализирует избранную проблему (эстетическую, философскую, экологическую и т.д.). Эссе издревле формировался в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем. Через видеопроектор – определение эссе. Слово учителя. Оказывается, эссе как литературный жанр возник на рубеже XVII века, распространился в европейской литературе, но особенно популярен, стал в Англии. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на характерные черты эссе. К ним относятся образность, афористичность, близость к разговорному (литературному) языку, изображение собственных впечатлений, раздумий, ассоциаций. Обратимся теперь к структуре эссе: это вступление, основная часть, заключение, но важной отличительной особенностью эссе является его вольная композиция, то есть структурное соотношение частей не является жестким. 2. Беседа по вопросам - Ребята! Мы можем сказать, что это публицистический стиль? - Да. - Какие жанры публицистического стиля вы знаете? - Отзыв, заметка в газету, интервью, репортаж, очерк, рецензия, эссе. - Что такое публицистика? - Публицистика – род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. III. Основная часть 1. Слово учителя. - Ребята! Перед вами на экране памятка “Как работать над сочинением”, прочитайте! Через видеопроектор. (Ученики читают памятку)
2. Слово учителя. Выделим и запишем в тетрадях жанровые особенности сочинения – эссе: Через видеопроектор. (Ученики записывают, учитель читает)
- Главная задача сочинения-эссе – привлечь внимание читателей к проблеме охраны природы. Сочинение должно быть доказательным и убедительным. Личное отношение автора к проблеме должно быть чётко выражено. 3. Беседа по вопросам: - Что такое композиция? - Построение текста, расположение и взаимосвязь всех его частей. - Из каких частей состоит композиция? - Из трёх частей: зачин, главная часть, концовка. - Какие типы речи мы знаем? - Описание, повествование, рассуждение, сочетание разных типов речи в одном тексте (отзыв о книге, рассказ на основе картины, характеристика литературного героя). - Основной тип речи – рассуждение, но могут быть использованы и другие типы речи, например, описание весеннего цветка, пробуждение природы и т.д. - Какие знаете художественные приёмы? - Антитеза – противопоставление добру, красоте – безразличия, зла. - Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета. - Метафора – слово, употреблённое в переносном смысле. - Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых существ. - Необходимо отобрать такие языковые средства, которые помогут воздействовать на читателя. Это могут быть обращения к читателю, побудительные, вопросительные, восклицательные предложения, риторические вопросы. - Что такое риторический вопрос? - Вопросительные предложения с восклицательной интонацией, которые не требуют ответа, так как содержат в себе скрытое утверждение или отрицание называются риторическими вопросами. - Для связи аргументов с тезисами обычно используются вводные слова. Какие слова называются вводными? - Вводными называются слова, словосочетания и предложения, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к содержанию высказывания, например, разумеется, к сожалению, на радость, во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, и т.д. Карточка-информатор 4. Читает ученик Академик М.В. Кельдыш писал: “Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследования природы должно идти комплексно – так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая её, а сохраняя и улучшая”. Проблема охраны природы и разумного использования её богатств волнует человечество с давних пор. 25 февраля 1832 году в России было организовано общество для поощрения лесного хозяйства. Оно пропагандировало научно-обоснованный подход к использованию лесных ресурсов, сбережению, приумножению и улучшению лесов. В 1978 году впервые вышла в свет Красная книга СССР. В неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Задача Красной книги заключается не только в том, чтобы назвать находящиеся в опасности виды, но и определить, что же мешает им жить, разработать необходимые мероприятия. Через видеопроектор. Ученик читает изречения великих людей: “Человек, который понимает природу, - благороднее, чище” (Л.М. Леонов). “Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу, надо слышать её музыку и проникаться её тишиной” (И.И.Левитан). Всё человеческое в человеке должно быть воспитано” (А.С.Макаренко). “Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства” (П.И.Чайковский). 5. Слово учителя - Коллективно подбирается тема сочинения, эпиграф, составляется примерный план. Через видеопроектор. На экране темы сочинений: “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали”. (В.Коняхин) “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача”. (И.Мичурин) Экология нашего города. Крик души. Наша чистая планета. Примерный план:
Памятка (Через видеопроектор) Как написать домашнее эссе? 1. Изучите заданный на дом теоретический материал. 2. Уясните особенности заявленной темы эссе. 3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы. 4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему. 5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции. 6. Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи. 7. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры. 8. Проанализируйте содержание написанного. 9. Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам:
10. Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант. IV. Заключительная часть (На фоне тишины звучит мелодия Петра Ильича Чайковского “Времена года”) Слово учителя - Будем же беречь нашу землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам и не дано. На уроке прослушали мелодии Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского “Времена года” - один из своеобразнейших памятников великой эпохи в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в произведениях композиторов – романтиков XIX века. - Ребята! Сегодня на уроке мы работали над жанром сочинения – эссе, выявили характерные для него смысловые и языковые художественно-изобразительные средства, подготовили материал для домашнего сочинения в жанре эссе на тему “Моя планета – человеческий дом”. - Обратите своё внимание на эпиграф урока. Через видеопроектор. (Ученик читает эпиграф урока). V. Домашнее задание Написать сочинение-эссе на одну из предложенных тем. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |