Преподавание русского языка Урок-практикум по анализу текста в 10-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1362 Семёнова Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урокаI. Орг. момент.II. Слово учителя:– Сегодня мы будем заниматься анализом текста, такая работа поможет нам написать собственное сочинение. – Какие задачи мы должны поставить перед собой? (Понять текст, определить его стилевую принадлежность, тип речи; уровень объективного содержания, неявных авторских оценок, роль изобразительно-выразительных средств.) – А еще мне хочется поговорить с вами об очень важном понятии. Я была обескуражена, когда узнала, что так называют в физике разновидность квантового числа. – Попробуйте сами определить, о чем пойдет речь. (Работа с афоризмами на доске.)
Афоризмы могут появляться по мере необходимости, могут быть использованы все с уточнением сведений об их авторах. – Сегодня мы будем говорить, действительно, о красоте, но это сложнейшее философское понятие. – Обратимся за помощью к словарям. (Словарь Ушакова, Ожегова, философский словарь)-индивидуальные задания. III. А мы поработаем с текстом № 1.(1) Опустившись на корточки, мальчик высматривал сквозь заросли свою главную тайну. (2) Там, за окном, в соседской избе при свете лампы расчесывает волосы девочка, белые, мягкие, словно пух одуванчика. (3) Она появилась в жизни мальчика ошеломляющим наваждением, как и должны появляться роковые женщины.(4) Он чем-то занимался, может, собирался рыбачить и внезапно что-то услышал, почувствовал. (5) Он оторвался от дела, поднял голову и увидел её. (6) На старой, изжелта – серой траве, из-под которой продиралась молодая поросль, стояла и плакала девочка в синеньком платьишке. (7) Сердце мальчика сжалось от насквозь его пронизавшей жалости – очень уж крупные слёзы-бусины катились по лицу девчонки и скапливались в некрасиво сморщенных алых губах. (8) Да и худа была девочка, больная, наверное. (9) Девочка приехала в село с родителями. (10)Поселилась семья по соседству с подворьем мальчика.(11)Само собой, девочка стала набиваться в ребячью компанию, да не было у неё ни кукол, ни игрушек, только синее застиранное платье и розовая линялая ленточка в пушистой растрёпанной голове. (12) Девочка собирала камешки на берегу, дышала на них.(13) Деревенские ребятишки не умели понимать красоту, окружающую их, прогоняли девочку, и она уходила, собирала цветы и, сплетая венки, прилаживала их на голову. (14)А всем известно: ребёнок, примеряющий на голову венец, – недолгий житель.(15) Всё время девочка пела нездешние, очень красивые и жалостные песни. (16)Своими жалостными песнями, непротивлением и роковыми, ангельски-небесными венками проняла девочка деревенские стойкие сердца. (17) “Злосчастная, видно”, – вздохнули сочувственно, по-бабьи, деревенские девчушки и приняли пришлую играть в дочки-матери. (По В.П.Астафьеву “Ода русскому огороду”) IV. Работа с текстом №1– Прочитайте текст про себя. – Прочитайте текст вслух. – Что вы знаете о его авторе? V. Работа с таблицейВы должны заполнить таблицу №2, которая поможет нам провести комплексный анализ текста. – Обратите внимание на задания под *. (Дифференцированный подход) Учащиеся заполняют таблицу. Таблица для анализа текста
– Давайте теперь попробуем синтезировать данные таблицы (учащийся анализирует текст, строя связный ответ). – Оцените ответ. (Допол. информация: белый, синий, розовый цвета в фольклоре символизировали добро; плести венок – ожидать любовь, предсказывая счастье или несчастье; цветок-символ девушки). – О чем заставляет задуматься автор данного текста? – На что вы еще хотели бы обратить внимание? – Отложите текст и таблицу в сторону, в конце урока мы к нему еще вернемся. VI. Проверка работы со словарями.VII. Работа с тестомА. Эти растения имеют розетку прикорневых листьев, края которых покрыты чувствительными волосками. 1.Выберете верный вариант ответа, соответствующий созданию текста. а) Б, А, В, Г 2. К какому стилю принадлежит данный текст? а) публицистический 3. Укажите языковые средства, которые обеспечивают смысловую связь между предложениями в этом тексте. а) лексические повторы 4. Укажите тип придаточной части в предложении Б 5. Укажите букву предложения, в котором есть страдательное причастие. 6. В каком словосочетании связь не согласование. а) попавшее под лист 7. Укажите, чем осложнено предложение Г. 8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово эти. Ключ: 1. г) – Поменяйтесь друг с другом. Проверьте по ключу. Поставьте оценки.(4-5 – “3”, 6-7 – “4”, 8 – “5”) – Давайте попробуем проанализировать данный текст. – Оцените ответ. – Мне бы хотелось показать это растение. – Имеет ли текст о росянке отношение к нашему разговору о красоте?(внешняя красота) VIII.– Что такое красота? – Безусловно, это один из самых сложных вопросов. Над ним задумывались многие, и мы это видим по цитатам. Я прочитаю вам стихотворение замечательного русского поэта Николая Алексеевича Заболоцкого, написанное в 1955 году “Некрасивая девочка”. (Чтение учителя) – Я не прочла две заключительные строки, хочу попросить вас попробовать домыслить, стать соавторами. – На доске: сосуд она, в котором…, или … в сосуде? – Учащиеся предлагают свои варианты, в заключение учитель знакомит с авторским вариантом. IX. Итог урока.– Давайте подведем итоги урока: – О чем заставил задуматься наш разговор? – Что вы для себя открыли? – Конечно, хотелось бы жить всегда там, где правит красота. Напишите на сердечке те качества и способности человека, которые, по-вашему, являются составляющими понятия красота. Из записей (Доброта, сочувствие, милосердие, гуманность, гармония с окружающим миром, любовь ко всему живому, природе; такт, простота…) Д. з. Написать сочинение-рассуждение на тему “Каких людей я считаю красивыми?” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |