Преподавание литературы
Урок внеклассного ятения в 8-м классе по произведению Р.Брэдбери "Улыбка"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2028
Бурдинская Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы Презентации к уроку Загрузить презентацию (2,2 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Автор урока несколько лет тесно сотрудничала с авторским коллективом УМК «Вокруг тебя – Мир…». Учебник 7 класса проходил в её классе апробацию, на УМК для 7 и 8 класса по просьбе авторского коллектива учителем были написаны рецензии. Все уроки, разработанные учителем, были проведены для авторов-разработчиков УМК «Вокруг тебя – Мир…». На них присутствовали В.Ю. Выборнова (один из авторов учебно-методического комплекса) и Т.Н. Пискунова (координатор Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца), давшие высокую оценку мастерству учителя, качеству уроков, работе детей. Многие оформительские материалы авторы взяли с собой в Москву на выставку творческих работ. Урок по рассказу Е. Носова «Белый гусь» был разработан и проведен для слушателей предаттестационных курсов ТОИ УУ, записан на плёнку и хранится в кабинете ТСО ТОИ УУ. * * * Если учитель полностью не использует в своей работе УМК «Вокруг тебя – Мир», отдельные произведения, предложенные в этом учебнике, заслуживают особого внимания. Таким, по моему мнению, является рассказ Р. Брэдбери «Улыбка». На конкурс представлен урок по этому произведению. Сначала авторы учебника поместили этот рассказ в пробный учебник для 7 класса, но, на мой взгляд, ввиду сложности этого произведения, его логичнее изучать в 8 классе. В школьном курсе рассказ не изучается. Да и проблема вандализма поднимается, пожалуй, лишь в рассказе Носова «Кукла». А в настоящее время этот вопрос остро стоит на повестке дня, современные школьники, к сожалению, не всегда с должным вниманием относятся не только к объектам культурного наследия, но и объектам быта: громят лифты, разрисовывают стены подъездов и домов… Поэтому, на мой взгляд, это произведение очень нужное в курсе литературы. Конечно, рассказ непростой. Дети, как мне кажется, должны заранее прочитать его дома. Можно предложить им перечень вопросов, чтобы облегчить и ускорить работу на уроке, в сильном классе можно предложить заполнить таблицу (см. урок), ведь времени урока не всегда хватает. Я постаралась максимально облегчить учителю подготовку к уроку и приложила к разработке урока Презентацию, причём в двух форматах: 2003 и 2010 (с учётом разных технических возможностей: для размещения на сайте удобнее формат 2010 – меньше весит, но я не уверена, что у всех пользователей установлена эта версия, поэтому приложила и формат 2003), а также всю информацию к уроку в печатном виде, для того чтобы при отсутствии возможности применить компьютерные технологии учитель мог воспользоваться бумажными носителями. Буду рада, если разработка поможет учителям в работе. «У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное». Р. Брэдбери «Марсианские хроники» Цели: - обратить внимание на проблему проявления варварства и вандализма как одну из «вечных тем» литературы;
- обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей;
- продолжить работу по формированию умения комплексного анализа текста и средства художественной изобразительности.
Эпиграф: В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу. (Р. Брэдбери) Оборудование: - Таблица «Основные темы творчества Р. Брэдбери».
- Материалы Гаагской конференции 1954 г.
- Репродукция картины «Джоконда».
- Высказывания о картине.
- Выставка книг:
- УМК «Вокруг тебя – Мир…»
- Л. да Винчи (альбом);
- «Этюды об искусстве». Сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф., М., Просвещение, 1993, с. 53-57.
ХОД УРОКА Мы продолжаем знакомство с учебником «Вокруг тебя – Мир…» и нормами международного гуманитарного права. (Информация на слайде) (фото писателя) Сегодня мы поговорим об удивительном человеке, чудаке и мечтателе, влюбленном в жизнь и людей, который, по его собственному признанию, ни разу не летал на самолете, не умеет водить машину, а любимом средством передвижения считает велосипед, необыкновенном писателе-фантасте Р. Брэдбери. (Информация на слайде) Полное имя Раймонд Дуглас Брэдбери. Родился он 22 августа 1920 году в городе Уокигане в штате Иллинойс на северо-востоке США. В 8 лет решил стать фантастом. В 12 лет начал писать первые рассказы о Луне и Марсе. Серьезно начал писать в 1937 году, успех пришел в 1943-44 г.г. Он не имеет высшего образования, а в анкетах всегда писал «выпускник библиотеки». Много занимался самообразованием. Пишет поэмы, стихи, детективы, теле и киносценарии, пьесы, мюзиклы, сказки, повести, рассказы. Написал более 700 произведений. (Информация на слайде) Основные мотивы творчества: - освоение космоса и гордость за человека («Икар Монгольфье Райт»);
- тема исторической памяти («Земляничное окошко»);
- воображение, мечта, фантазия («Машина времени», «Звук бегущих ног»);
- взаимоотношение поколений («Ракета», «Вино из одуванчиков», «Космонавт»);
- рассказы-предупреждения («И грянул гром», «В чикагской бездне», «Каникулы», «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка»);
- добро и зло («Диковинное диво», «Дядюшка Эйнар»).
Сегодня мы познакомимся с рассказом-предупреждением «Улыбка» и обсудим проблему варварства и вандализма, остро стоящую в наши дни. (Информация на слайде) Тема урока – слова самого Рея Брэдбери из его произведения «Марсианские хроники»: «У нас, землян, есть дар разрушать великое и прекрасное». (Информация на слайде) Эпиграфом к уроку также послужат слова писателя, его любимое изречение: « В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу». (Информация на слайде) К концу урока мы попытаемся ответить на вопросы: – Почему рассказ назван «Улыбка»? – Символом чего является улыбка в этом рассказе? – Почему авторами учебника этот рассказ поставлен в один ряд с произведениями военной тематики? – Скажите, символом чего является улыбка для вас, с чем вы её ассоциируете (вне рассказа)? (Добро, свет, радость, спокойствие, счастье, надежда на лучшее.) – А о какой (чьей) улыбке идет речь в этом рассказе? (Улыбке на портрете.) – Что вы знаете о самой картине и художнике, создавшей её? (Возможно сообщение заранее подготовленного ученика.) (Информация на слайде) Леонардо да Винчи (1452-1519). Художник, скульптор, архитектор, инженер, увлекался биологией, физиологией, гидравликой, воздухоплаванием. Ему принадлежат проекты броневика и летательного аппарата. Широта интересов привела к тому, что многие работы не были доведены им до конца. (Информация на слайде) Но главным шедевром, итогом всей его жизни явилась картина «Мона Лиза», хранящаяся в настоящее время в Париже в крупнейшем в мире хранилище ценностей мировой культуры – в музее изобразительных искусств Лувре. Небольшая по размерам, она вот уже несколько веков будоражит умы человечества. О самой картине рекомендую прочитать в книге, предназначенной для учащихся, «Этюды об искусстве» (зачитать отрывки из этой статьи (по усмотрению учителя), см. Приложение 1 к уроку). (Информация на слайде) (высказывания о картине) Все мысли, весь опыт мира врезались в эти черты... она древнее скал, ее окружающих… Уолтер Патер, английский историк искусства XIX в. Джоконда подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они еще не решили... Теофиль Готье, французский поэт-романтик XIX в. – Как вы думаете, почему в основу своего произведения Рей Бредбери положил именно эту картину? (Картина – бесценнейшее богатство, достижение всего человечества, она не принадлежит никому – это достояние всех людей и народов планеты, и в то же время мы можем сказать, что эта картина принадлежит каждому из нас: тебе, мне, ему, – потому что человечество – это МЫ. Но даже такое великое произведение может постигнуть беда, и от этого проблема, поднимаемая в этом произведении, становится еще острее). (Информация на слайде) Рассмотрим композицию рассказа: (композиция рассказа может быть сложна для учащихся, поэтому рекомендую дать её в готовом виде.) - завязка – собралась толпа;
- кульминация – уничтожение картины и отказ Тома плевать на нее;
- развязка – Том спас кусочек – саму улыбку.
– В начале произведения мы читаем, что собралась толпа людей, выстроившаяся в очередь. Можно ли сразу сказать, зачем собрались эти люди, с какой целью выстроилась эта очередь? (Нет). – Как живут эти люди? Найдите подтверждение в тексте. (Нищая, убогая жизнь. «Грязная, из грубой мешковины одежда. Измазанные дерюги и грязные шляпы. Бурлящее варево в ржавой кастрюле. Кофе в треснувших чашках. Это был не настоящий кофе. Его заварили из каких-то ягод… и продавали по пенни за чашку, но … мало кому это было по карману».) – Есть ли у них развлечения? (Да, праздники и базарный день.) – Что это за праздники? (Это праздники разрушения.) Зачитать по тексту от слов «Том мысленно перебрал праздники…» и до слов «А потом нашли типографию…»). – Что они разрушают? (Объекты цивилизации и культуры.) – Найдите в тексте те слова, которыми автор подчеркивает характер действий этих людей. (Рвали, жгли книги, смеялись, точно пьяные, в праздник науки счастливчики могли долбануть машину кувалдой, громили завод, взорвали типографию – отвели душеньку!!!) – В чем причина такой жизни? (Мы мало знаем об этой и предыдущей цивилизациях, но причина, видимо, в войне. Известно, что они вольно или невольно стали разрушителями. См. по тексту от слов «Э, Том, причин уйма…» до слов «А есть ли хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели?») – Отличаются ли от них люди, пришедшие им на смену, т.е. герои рассказа? (Нет. Григсби говорит, что на смену «ораве идиотов, которая заправляла миром в Прошлом», доведших цивилизацию до такого состояния, пришли «новые троглодиты.., никакой … утехи, кроме этих … праздников».) (Информация на слайде) Троглодит – пещерный, первобытный человек; грубый, некультурный. – Все ли люди одинаковы в этой очереди? (Нет. Есть «один из очереди». Зачитать по тексту от слов «Слышь, парень, ты-то что здесь делаешь…» до слов «Как тебя звать-то, малец?») – Зачем Том пришел на площадь? (Плюнуть в картину). – Смог ли он плюнуть в картину? (Нет) – Почему? («Она же красивая!» Том умеет видеть красоту). – Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? Какие чувства его переполняли? (Сердце Тома билось часто-часто, а земля жгла его босые пятки. Пересохло во рту, колотилось сердце, а в ушах будто звучала музыка.) – Как поступил Том? (Был в толпе, участвовал в разрушении, но всё же не уничтожил, а сохранил «клочок закрашенного холста».) – В чем неожиданность поступка Тома? (Должен поступить как все: пришел издалека в город в ранний час, стоит в очереди, чтобы участвовать в «празднике». Этот праздник не первый. Он вспоминает предыдущие и счастливчиков, сумевших долбануть по машине. Григсби говорит: «Наш Том сумеет плюнуть в самую точку».) – Мотивы отказа Тома: - трижды завязывает разговор о картине: «Говорят, она улыбается…», «Говорят, она сделана из красок и холста», «Говорят, ей четыреста лет». Ему интересно, он наслышан о ней;
- почему выделил слово улыбается? (Верит в добро.);
- наделен воображением: слышал, как разбилось стекло сверкающими осколками;
- спрашивает у Григсби: «Почему мы должны плевать?», «Это больше никогда не вернется?» (Хочет надеяться на лучшее, в душе лелеет мечту, тяготеет к красивому, слышит музыку.)
Проследим по тексту тенденции развития Тома и заполним таблицу. (Используется материал всего текста. Для заполнения последней строки «Звуки» рекомендую сначала зачитать текст от слов «Том и ахнуть не успел…» до слов «Не говоря ни слова, всхлипывая, Том побежал прочь». В сильном классе возможен вариант предварительного самостоятельного заполнения таблицы дома, а в классе лишь проверяется результат.) (Информация на слайде) (таблица заполняется вместе с детьми). | Окружающий мир | Том | Цвет | | | Свет | | | Звуки | | | (Информация на слайде) (итоговый вариант). | Окружающий мир | Том | Цвет | Выбелены инеем поля, не было огней, клочьями висел туман. | Красные руки, видит жаркий костер, стекло рассыпалось сверкающими осколками. | Свет | Его нет, тьма, мрак, грязь. | Воспринимает плевок Григсби как световое пятно (блеснул в лучах солнца), ощутил холодный белый свет, мир, освещенный луной. | Звуки | Громкие разговоры, звук голосов казался вдвое громче, толпа кричала, резкий звук разрываемого холста. | Том стоял притихший, кругом тишина, он тихо повторял. | – На каком приеме построено повествование? (Антитеза). Зачитать строки из произведения: «Мир спал …» и до конца. – Что сохранил Том? (Улыбку) – Как написано это слово в рассказе? (С большой буквы) – Как вы думаете, почему? Символом чего является улыбка в рассказе? И почему так назван рассказ? (Улыбка – символ света, красоты, веры в добро, мечты, надежды на будущее.) (Информация на слайде) Р. Брэдбери писал: «Настоящая жизнь – это полнота чувств, это жизнь, согретая добром, внутренним горением, мечтой … В истории человечества все начиналось с мечты». – Сможет ли Том участвовать в следующих праздниках и разрушать то, что веками хранило человечество? (Скорее всего, нет). – Почему? (Его душа согрета Улыбкой). – Как можно назвать то, что совершено толпой по отношению к картине? (Варварство и вандализм). (Информация на слайде) ВА'РВАРСТВО, -а, ср. Грубость, дикость нравов, бессмысленное разрушение культурных ценностей. ВАНДАЛИ'ЗМ, -а, м. Бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1985. – Приведите примеры вандализма в повседневной жизни. – В чем причина варварства и вандализма в наши дни? – Почему этот рассказ авторы учебника поместили в один ряд с произведениями военной тематики? (Потому что во время военных конфликтов страдают не только люди, но и художественные ценности, которые могут быть безвозвратно утрачены для будущих поколений.) (Информация на слайде) ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ… Культурные ценности (исторические памятники, произведения искусства), места отправления культа пользуются особой защитой. В условиях вооруженного конфликта они не должны быть объектами нападения. Знак, защищающий культурные ценности во время войны, представляет собой бело-синий щит. (Информация на слайде) Защита культурных ценностей (Гаагская конвенция 1954 г., Дополнительные протоколы 1, 11) Каждое государство заинтересовано в защите культурных ценностей, так как они являются общим наследием всего человечества. Запрещается совершать враждебные акты, направленные против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, или использовать их для поддержки военных действий. Отличительный знак культурных ценностей представляет собой бело-синий щит. Тремя знаками обозначаются культурные ценности, находящиеся под особой защитой. (Информация на слайде) ... Человечество привыкло к Знаку Красного Креста. Этот прекрасный символ проник не только во времена военные, но внес во всю жизнь еще одно укрепление понятия человечности. Вот такое же неотложное и нужное от малого до великого и должен дать, подобный Красному Кресту, Знак Культуры. Не нужно думать, что возможно помыслить о Культуре когда-то, переваривая пищу вкусного обеда. Нет, именно в голоде и холоде, как тяжелораненым светло горит Знак Красного Креста, так же и голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры... » Н. Рерих. (Информация на слайде) – Закончить урок хочется словами из стихотворения Новеллы Матвеевой «Оратория звезд»: … Ветреной ночью – как дивно Вселенной мерцанье! В нем обещание далекое, В нем прорицанье Грозное! всем, кто нарушил зарок: не расслышал урок Мирозданья. Домашнее задание: cочинение (на выбор): - Почему рассказ назван «Улыбка»?
- Почему культурные ценности нуждаются в особой защите, в том числе и во время войны?
Использованная литература: - Методические рекомендации к книге для ученика 7 класс (Экспериментальный вариант – 1), М., 1998.
- С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1985.
- Н. Матвеева «Оратория звезд».
- Информация с сайта «ВИКИПЕДИЯ» ru.wikipedia.org
- «Этюды об искусстве». Сост. Платонова Н.И., Тарасов В.Ф., М., Просвещение, 1993, с. 53-57.
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|