Преподавание русского языка
Урок-зачет по теме "Имя пригалательное" (6-й класс)
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1538
Ваганова Вера Андреевна, учитель русского языка и литературы Цели: - обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы « Имя прилагательное»;
- содействовать формированию коллективизма;
- развивать навыки по методике КСО (коллективный способ обучения).
Оборудование: опорные конспекты по теме, алгоритмы работы в парах сменного состава. На доске записан эпиграф: Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд. (А.Македонский). План-проблемы: - Имя прилагательное, разряды;
- Степени сравнения прилагательных;
- НЕ с прилагательными;
- -Н- и -НН- в прилагательных;
- Дефисное написание прилагательных;
- О, Ё после Ц, Щ, суффиксы -К-, -СК-.
Ход урока: Вступительное слово учителя. «Уважаемые господа, коллеги! Мы сегодня проводим заседание учёного Совета по следующим проблемам темы « Имя прилагательное» (чтение плана). Каждый из присутствующих на нашем Совете должен отчитаться перед своими коллегами о степени усвоения темы. На Совете присутствуют 4 группы, каждая из которых попытается в соревновании занять I место. В каждой группе есть докладчик, рецензент, оппонент, то есть возражающий.Для ведения Совета необходимо выбрать председателя учёного Совета. -Какие будут предложения? (ученики выбирают учителя). -Чтобы завоевать это право, я готова держать экзамен (вопросы по теме задают ученики). -Мне нужны помощники, учёные секретари (четыре ученика становятся консультантами, так как отлично ответили на вопросы). Микрозачёт в группах по опорным сигналам (5-10 минут). -Прежде чем перейти к защите научных проблем, проведём небольшую разминку. Диктант « Гусеница». (ученики в первой паре диктуют друг другу прилагательные, трудные по написанию, затем проверяют друг друга и расходятся. Один вариант сидит неподвижно, а другой движется). Багряный, очаровательный, юный, удивительный, румяный, пряный, обаятельный, пленительный, сообразительный, внимательный, песчаный, голубой. I. Лингвистический рассказ по ОК № 1 « Имя прилагательное, разряды». (оценивает ответ рецензент по плану « 5 П» : правильно, полно, последовательно, пояснения, примеры). Вопросы оппонентов: - Чем отличается род имён прилагательных от рода имён существительных?
(род существительных- постоянная категория, а прилагательное согласуется с существительным в роде). - Могут ли некоторые имена прилагательные быть и притяжательными и относительными? ( могут, заячий след ( чей?)- притяжательное, заячий тулуп ( какой?)- относительное, отцовское пальто- отцовское чувство).
-Какие работы вы предложите учёному Совету? (все группы выполняют задание). Задание: определить разряды. Среднее образование ( отн.,), в дремучем лесу ( кач.,), январским вечером ( отн.,), в кратком изложении ( кач.,), при вечерней заре ( отн.,), из великолепной материи (кач.,), юный богатырь ( кач.,), презрительное выражение ( кач.,), с весёлым приветом (кач.,), волчий аппетит (кач.,). II. Лингвистический рассказ по ОК № 2 « Степени сравнения». Вопросы оппонентов: - Какое качественное прилагательное не имеет степеней сравнения?
- Можно ли образовать степени сравнения от относительного прилагательного? (мёртвый)
Задание группам: Игра « Кто больше?». ( придумать и записать в тетрадь как можно больше пословиц, в которых есть степень сравнения прилагательных?). - Худой мир лучше доброй ссоры.
- Здоровье дороже золота.
- Правда светлее солнца.
- После работы еда вкуснее.
- Старый друг лучше новых двух.
- Добрые слова лучше мягкого пирога.
-Каким членом предложения является прилагательное в сравнительной степени? (сказуемым) Оценка в парах. -Я предлагаю игру «Ха- ха». Задание: Я называю формы степеней сравнения прилагательных, если правильно – молчите, если не правильно, то говорите « ха-ха» и исправляете ошибку. Строгий-строгайший ( чередование), добрый-добрейший, тихий-тихайший (чередование), храбрый-храбрейший, глубокий-глубокайший (чередование), богатый-богачейший, высокий- высочайший, скучный-скучнейший, редкий-редкейший (чередование), вечерний-вечернейший ( относит.,) нет степени сравнения, древний-древнейший, верблюжий-верблюжайший (притяж.,) нет степени сравнения. - Ребята, что выражает степень сравнения? (признак в той или иной мере). Степень сравнения помогает нам в описании, в развитии речи. - Сейчас мы посмотрим, как развита ваша речь, сможете ли вы исправить других. Смехопауза. Юмористический рассказ. Ку-ка-ре-ку. Само больше я люблю заниматься рыбной ловлей. С Петькой мы часто соревнуемся. И секрет этого соревнования в следующем. Кто проснётся раньше петуха, тот занимает более выгоднейшее место для клёва. А есть у нас такое. Рыба там клюёт само больше, и место для сидения более удобнее, чем в других местах. А как радуешься, когда вдруг на твоём крючке появляется самый красивейший лещ. Изредка поглядываю на Петьку, лицо у него становится круглее футбольного мяча. Он в напряжении. Ждёт самого удачного момента. Но как назло не везёт. - Не надо просыпать! Ку- ка- ре- ку! -Какие нормы произношения нарушены? Исправьте их. Объясните почему? III. Лингвистический рассказ по ОК № 3 « Правописание НЕ с прилагательными». Вопрос оппонента: Объясните правописание НЕ с прилагательными в данном примере? Недорогое, а красивое платье ( признаки не сопоставимы). Задание: Работа по перфокартам. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | НЕ - приставка | X | | X | | X | X | X | | X | X | НЕ - частица | | X | | X | | | | X | | | - Невысокий кустарник
- Не большой, а маленький дом
- Книга небольшая, а интересная
- Далеко не красивый вид
- Недорогой, а красивый ситец
- Неинтересный рассказ
- Неприветливый взгляд
- Не широкая, а узкая канава
- Недостойное поведение
- Небольшое расстояние
Взаимопроверка в парах. Баллы записывают на доску. Орфоэпическая минутка. Стихотворение « Между прочим». Говорил он, между прочим, Красивее, мы так хочим, Досуг, шофер, процент, заем, Квартал, портфель, бюлитень, Поверх плана выполняем, Агент звонит целый день. Проведите небольшую исследовательскую работу. Исправьте ошибки в произношении. IV. Лингвистический рассказ по ОК № 4 «Правописание – Н и –НН- в прилагательных». Вопрос оппонента: Придумайте прилагательные с суффиксом – ЯН, который входит в корень ( пряный, румяный). Выборочный диктант. -Н- 1. петушиный гребень 2. дровяной склад 3. песчаный берег 4. ветреный человек | -НН- 1. именинный пирог 2. осенний лес 3. деревянное строение 4. жизненные правила | Смехопауза: Коллоквиум штормило. Схватились дискутанты. Один сказал: - Маркетинг! Другой отрезал: -Брифинг! А третий рявкнул: - Клиринг! И грохнул кулаком. Так в нашем регионе Достигнут был консенсус Посредством плюрализма, Хотя и эксклюзивно, Но что весьма престижно- Без спонсоров притом! - Эти слова вы часто слышите по телевидению. Что они обозначают? Мы пригласили переводчика английского языка, который нам поможет понять лексическое значение этих слов. - Коллоквиум- дискуссия по одной теме, дискутант- спорщик, маркетинг-искусство рекламы, брифинг- выяснение сути, главного в вопросе, клиринг- чистый- ясность в вопросе, регион- район, консенсус- согласие, плюрализм- множество мнений, спонсор-поддержка, помощь, опора. - Ребята, давайте запишем эти новые для вас слова в орфографический словарик. - А как называются эти слова в лексике? ( заимствованные, иноязычные) - Ребята, а можно наш Совет назвать коллоквиумом, дискуссией? ( можно) - Мы рассмотрели научные проблемы, а теперь мы посмотрим, какая группа будет более быстрой, сообразительной. Викторина: - Могут ли перейти в существительные следующие прилагательные: белый, красный, молодой,новый, старый, хороший, плохой, прямой, кривой. Приведите примеры.
- Приведите примеры качественных и относительных прилагательных с суффиксом -тельн.
Качественные: удивительный, утомительный, сознательный, решительный. Относительные: указательный, наступательный, оборонительный. - В каком известном стихотворении А.С.Пушкина прилагательное родной употреблено в смысле существительного?
Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика. - Может ли окончание имени прилагательного состоять из 4-х звуков?
Может, лисьего – [йэго]. С каким разделом русского языка это связано? ( фонетика). 5. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое используется в роли существительного? ( русский). 6. В басне И.А.Крылова « Волк на псарне» есть 4 прилагательных в смысле существительных. Назовите их и объясните, почему они перешли в разряд существительных ( гончие, ловкий, мировая, прошлое). 7. Какие грамматические термины являются именами прилагательными, перешедшими в разряд существительных? ( прилагательные, существительные). 8. Назовите известные вам собственные имена ( географические имена, фамилии, представляющие собой прилагательные, перешедшие в разряд существительных на -ий, -ский, -ин, -ов. Горький, Маяковский, Гагарин, Матросов, Лермонтов. 9. Установите смысловое различие пар имён прилагательных: чудный- чудной, складный- складной, языковый- языковой, основный- основной. 10. Подберите несколько прилагательных, перешедших в существительные, но имеющие синонимические слова с суффиксом: ( богатый- богач, бедный- бедняк, смелый- смельчак, грубый- грубиян). Подведение итогов викторины. - Мы пригласили на наш Совет гостя из страны Этимологии « Знаете ли вы, что…». - А теперь проверим, какие интересные задания вы сделали в парах сменного состава по карточкам (взаимодиктанты, взаимопроверки). Итоги урока: - Какая группа набрала больше хороших и отличных оценок? - Какие задания больше понравились учёному Совету? Награждение групп призами. Приложение
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|