Преподавание литературы Урок литературы в 9–10-х классах по теме "Две жизни – два подвига" (подвиг русских женщин по произведениям Ю.Н. Куранова "Великая прекрасная княгиня" и "Ода генералу Раевскому")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 827 Пластовец Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока: знать содержание произведений; увидеть красоту подвига героев, духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором; воспитывать любовь к семье, отчему дому, родной стране. Словарь:
Оборудование урока:
Перед уроком ребята получили задания в группах. Всем: прочитать Ю.Н. Куранова: «Великая прекрасная княгиня», «Ода генералу Раевскому». 1-3 группы готовят дом. задание по тексту «Великой прекрасной княгини». 4-я группа – по содержанию «Оды генералу Раевскому». 1-я группа.
2-я группа.
3-я группа.
4-я группа.
Ход урока1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.2. Вступительное слово учителя.«Для всех, кто хочет быть личностью: матерью, отцом, настоящим гражданином своей страны, для всех нас Ю. Куранов – неиссякаемый огонь». (1)Сегодня мы вновь обращаемся к его творчеству. Дома вы прочитали два замечательных произведения «Великая прекрасная княгиня» и «Ода генералу Раевскому», познакомились с удивительными судьбами двух необыкновенных женщин. – Назовите их. – Как вы думаете, почему писателя так привлекала женская тема? – Что больше всего ценил Юрий Николаевич в женщине? Словарь: подвиг. – Сегодня мы будем говорить о судьбах двух княгинь и их жизненном подвиге. 3. Реализация домашнего задания 1-й группы.1) Рассказ о Великой княгине Авдотье (Евдокии) и Дмитрии Донском по плану:
2) Беседа по тексту. Слайд. «Ю.Н. Куранов славит Дмитрия Донского, великого государственного деятеля и полководца, отца и мужа». – Вспомним главные этапы жизненного пути Великой княгини.
Словарь: целомудрие, нравственность, благочестие. – Чем прекрасна Великая княгиня? – Почему это «нравственное знамя перед лицом всего народа» и «прекрасное русское сердце»? – Что необычного, на первый взгляд, можно увидеть в обычной жизни княгини? Словарь: Домострой. 3) Чтение гл. 25 из первой части Домостроя (духовного строения) «Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует жить». Вопрос перед чтением: какие правила предписывались членам семьи Домостроем? – Видите ли вы теперь необычное в поведении и жизни княгини? – Могла ли Великая княгиня жить по-другому? Вывод. Великая княгиня Авдотья – это идеальный образ древнерусской жены. Она свято выполняет долг Жены, Матери, Государыни, потому-то и был «велик и прекрасен» Великий князь Дмитрий Донской. Слайд «По мнению Ю.Н. Куранова, в стране благополучно, если на благополучии зиждется семья. Полная гармония была в отношениях Великого князя и его жены- княгини. 4. Реализация домашнего задания 2-й группы.1) Вспомним главные этапы жизни Великого князя Дмитрия. Сравним жизненный путь княгини и её мужа.:
– Что общего в судьбах великого князя и его жены? Что их объединяет? Словарь: честь, совесть, достоинство. 2) Выразительное чтение эпизода «Завет великого князя детям». Вопрос перед чтением: как завет Великого князя характеризует его? «…Сказал сыновьям своим: «Вы же сыны мои, плод мой, Бога бойтесь, помните сказанное в писании: «Чти отца и мать, и благо тебе будет». Мир и любовь между собой храните. Я же вручаю вас Богу и матери вашей, и в страхе перед нею пребудьте всегда. Повяжите заветы мои на шею себе и вложите слова мои в сердце ваше». «И далее наставляет князь детей своих: «Если же послушаете – будете долго жить на земле, и в благоденствии пребудет душа ваша, и умножится слава дома вашего, враги ваши падут под ногами вашими, и иноплеменники побегут пред лицом вашим, избавится от невзгод земля ваша, и будут нивы ваши изобильны. Бояр своих любите, честь им воздавайте по достоинству и по службе их, без согласия их ничего не делайте. Приветливы будьте ко всем и во всём поступайте по воле родителя вашего». 2) Беседа по прочитанному. – Как же этот завет характеризует Великого князя? – Назовите, чем «велик и прекрасен Великий князь Дмитрий. – Как вы понимаете слова Ю. Н. Куранова, что «Великий князь» «был велик и прекрасен» и тем, «что была за ним прекрасная и верная жена?» Вывод. Успехи и достижения Великого князя – это успехи и его жены. Ведь они вместе «нравственное знамя перед лицом всего народа» и к браку относятся как к делу государственной важности, поэтому их совместная жизнь переросла в глубокий духовный союз. Труд жены и матери тоже подвиг. 5. Реализация домашнего задания 3-й группы.1) Чтение наизусть эпизода «Плач княгини Авдотьи». Вопрос перед чтением: в чём заключался смысл жизни Великой княгини Авдотьи? – Ваши впечатления от этого эпизода? – Что вам рассказал плач княгини? 6. Исследование.«Как в плаче Великой княгини можно увидеть идеальный образ древнерусской жены и счастливой семейной жизни?» – Что говорят обращения княгини в плаче об образе жизни, о взаимоотношениях в семье Великого князя?
Эти слова указывают на господствующее положение мужа в семье, жена должна была во всём подчиняться ему, быть терпеливой, скромной. Но согласно Домострою и муж тоже нёс ответственность за свою семью: должен был «воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, чтобы могла дом свой получше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, а самой – трудиться». Именно такой женой и была Великая княгиня. – Что подчеркивают эпитеты «милый», «дорогой»? (Они говорят о любви к мужу). – Что стоит за словами: «Царь мой милый, как встречу тебя и как обниму тебя или как послужу тебе»? По ним можно судить о «прекрасном русском сердце княгини»: о её доброте, любви, милосердии, о её бескорыстии и умении «раствориться в жизни князя». Благодаря жене Великий князь мог быть спокоен за свой домашний очаг и всецело посвятить себя делам государственным. – Какие метафоры помогают понять силу любви княгини? Какова их роль в тексте? Почему они привлекли внимание автора? «Солнце моё, – рано заходишь, месяц мой светлый, – скоро померкнешь, звезда восточная, почему к западу отходишь»? «Свет мой светлый, почему ты померк?» Муж – солнце, муж – месяц, муж – звезда, муж – свет… Это метафоры, несущие свет. А «свет, по мнению Ю.Н. Куранова, – «это прежде всего любовь, … освещающая и … наполняющая смыслом любую человеческую жизнь. Свет – это красота, без которой жизнь теряет всё, и особенно свою значимость». «Без света жизнь человеческая бессмысленна да и невозможна…» (2) Муж – «гора высокая», гора, которая «так рушится». Эта метафора о потере защищённости, надёжной жизни с Великим князем, потере любви. (Сравним с пословицей «как за каменной стеной»). Муж – «жизнь» княгини, «сердце» её, духовный союз двух очень близких и любящих людей. Смыслом её существования было бескорыстное служении своей семье, в первую очередь Великому князю, выдающемуся государственному деятелю. – Судьба отняла это, что же произошло? Жизнь потеряла всякий смысл. «…Вместе с тобою жила, вместе с тобою и умру ныне, юность не оставила нас, и старость ещё не настигла». Вывод. Плач Великой княгини Авдотьи – это рассказ об идеальной древнерусской жене. 7. Реализация домашнего задания 3-й группы (продолжение).2) Индивидуальное домашнее задание « Жизнь Великой княгини после смерти мужа, деятельность по увековечиванию его памяти». – Закономерен ли финал земного жизненного пути Великой княгини Авдотьи (уход в монахини)? Со смертью мужа княгиня чувствует себя умершей, и пока она нужна детям, выполняет наказ Великого князя, когда же дети вырастают, принимает постриг. 3) Индивидуальное домашнее задание. Рассказ по картине М.Нестерова «Великий постриг». – Закономерно ли то, что монахиня Евфросиния причислена РПЦ к лику святых? – Можно ли жизнь Великой княгини назвать подвигом? Это самоотверженная жизнь во имя сохранения семейных ценностей, традиций, любви к Родине. Слайд «Страна может быть благополучной и сильной, если основу общества составляет семья. Семья, построенная на высоких нравственных опорах: любви, добре, чести. Семья, сохраняющая и передающая из поколение в поколение лучшие традиции. Семья, дающая корни самому государству». 8. Реализация домашнего задания 4-й группы.1) Рассказ по тексту «Жизненный подвиг княгини М.Н. Волконской». Мы побывали с вами в веке XIV, а теперь перенесёмся в век XIX. Перечитаем страницы «Оды генералу Раевскому». 2) Рассказ «Жизненный подвиг М.Н. Волконской» по плану.
2) Беседа по содержанию «Оды…» – Вспомним главные этапы жизненного пути княгини, перечитаем курановские страницы.
4) Чтение эпизода. О чём говорит фотография (второй портрет) княгини? («Эта фотография страшна. Перед нами утёс. Эта женщина окаменела в своём величии, окаменела в своём несгибаемом мужестве, окаменела в своей незыблемой мощи жены, матери, подруги. С таким человеком сделать ничего нельзя, его можно сделать только сильнее…Ещё мгновение и этот человек превратится в сталь… Такой становится любовь, когда перерастает в подвиг». 9. Беседа с классом.– Был ли выбор жизненного пути у княгини М.Н. Волконской? – Почему она выбрала тяжёлую дорогу? («Наша сила произрастает на обочине наших слабостей» – А.В. Солонский). – В чём видела смысл своей жизни княгиня? – Подвиг ли это? Вывод. Жизненный путь М. Волконской – любовь, самопожертвование для семьи, которые переросли в подвиг. – Что общего в судьбах Великой княгини Авдотьи и княгини М.Н. Волконской? Вывод. Они обе посвятили свою жизнь семье, мужу, детям; сумели подчинить свои интересы супружескому долгу. Главные их качества: любовь, доброта, преданность отчему дому, защита домашнего очага – нравственные основы, на которых держится жизнь, в том числе жизнь страны. Это курановский идеал женщины. Таковой была его собственная супруга – З.А. Куранова, благодаря которой он стойко переносил испытания судьбы. Домашнее задание: прочитать «Осенние рассказы» Ю.Н. Куранова.
Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |