Преподавание русского языка Программа курса по выбору "Пишем изложение"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1071 Пукина Светлана Викторовна, учитель русского языка Пояснительная запискаПрограмма курса по выбору «Пишем изложение» предназначена для работы по развитию связной речи учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений. Она направлена на планомерное изучение способов анализа различных текстов. Способами реализации послужат следующие виды деятельности: работа с текстами, их редактирование (т. е. нахождение грамматических, лексических ошибок, а также речевых недочётов); выполнение тестов, написание творческих изложений с элементами сочинений по тексту и литературному материалу, написание изложений в форме ответов на вопросы и т. д. Содержание программы в целом является повторением того, что было изучено в 5–8-х классах по развитию речи, но отличается углубленным содержанием, новыми для девятиклассников лингвистическими понятиями, изменён характер деятельности, расширена и усложнена тематика текстов, предложенных для анализа и изложения. Критерии оценки в том виде, в котором она осуществляется на обычных уроках, на факультативных занятиях нет. Но она предполагается в ходе различных видов деятельности, например, при анализе образцовых текстов, при редактировании ошибочных текстов, т.к. учащиеся всё время опираются на знания и умения, уже полученные на уроках русского языка (саморефлексируют). Оценкой станет факт достижения изначально поставленной цели. Курс рассчитан на 17 часов. Основная цель: cоздание условий для формирования и развития у обучающихся:
Задачи:
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
Учебно-тематический план
Итого: 17 часов. Содержание программы1. Введение в курс. Текст. Стили и типы речи Понятие текста. Тема текста. Идея текста. Микротема и микротекст. Виды связи предложений в тексте. Лексические средства связи. Синтаксические средства связи. Понятие о стилях речи. Публицистический стиль. Научный стиль. Художественный стиль. Официально-деловой стиль. Характерные признаки стилей. Своеобразие лексики данных стилей. Типы речи и их признаки. 2. Жанры речи Понятие о жанре. 3. Понятие об изложении. Виды изложений I. Изложения без изменения текста: а) без добавления к тексту II. Изложения с изменением текста: а) с перестановкой материала Разбор текстов. Наблюдение над выразительными средствами в тексте. 4. Композиционная форма изложения Основные части изложения. Синтаксические средства языка: бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, повтор, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, анафора. (Приложение 3, Приложение 4) 5. Изложение без изменения текста Работа с текстом: выделение частей, ключевых слов, наблюдение за выразительными средствами, составление алгоритма написания изложения, составление плана, повторение памятки « Как готовиться к изложению, близкому к тексту». Дать понятие о просторечии, чем оно опасно в различных стилях речи. 6. Изложение с творческим заданием. Дать понятие об изложении с творческим заданием и познакомить с требованиями к нему. Отработка алгоритма написания изложения. Дать понятие, как работать над элементом сочинения по данному тексту. Повторить средства связи предложений в тексте, тему, идею. 7. Сжатое и выборочное изложение Дать понятие о сжатом и выборочном изложении. Комплексная работа с текстом. Повторение памятки. Написание изложения. (Приложение 4) 8. Анализ удачных и неудачных работ Что можно назвать удачей, а что нет. Достоинства и недостатки в работах учащихся. (Приложение 7) Литература для учителя: 1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. – М, «Дрофа», 2000. Литература для учащихся: 1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка – М, 1998. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |