Преподавание русского языка Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1626 Авдеюк Виктория Павловна, учитель начальных классов; Редько Людмила Ивановна, учитель начальных классов Вид урока: урок закрепления. Цели и задачи урока:
Оборудование:
Аннотация: разработанный урок по русскому языку с презентацией рассчитан на 40 минут. В учебном плане данная тема является закреплением правописания безударных окончаний имен прилагательных. Слайды 1 и 2 не для демонстрации детям. Музыкальный фон – на усмотрение учителя. Слайды можно использовать выборочно на уроках других предметов, классах и по другим программам. Ход урока Оргмомент У. - Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправимся в прошлое, в мастерские русских народных умельцев и узнаем, откуда берут начало и по сей день известные всему миру, художественные народные промыслы. Минутка чистописания Объявление темы Тема - «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» У. - Посмотрите на доску, как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? (слайд 3) (Ответ детей) У. – Правильно. На минутке чистописания вы будете отрабатывать написание гласных букв. У. - В окончаниях прилагательных какого рода можно встретить такие буквосочетания? Уч-ся. – В прилагательных женского рода. У. - А теперь давайте вспомним,что мы знаем об имени прилагательном? У. -Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с русскими народными промыслами. Что такое промысел? Промысел - это ремесло или какое-либо другое занятие как источник средств к существованию, т.е. изготовление чего-либо для продажи. (слайд 4) - Что же на Руси изготавливали для продажи? Красивую посуду, игрушки, одежду, предметы убранства дома. (слайд 5) - Чем же славится земля русская? Давайте прочитаем. (слайд 6)
У. - Вставьте пропущенные буквы и объясните написание (проверь себя (слайд 6а)) - Запишите предложение в тетрадь и выделите окончания имен прилагательных. Вывод: Каким правилом вы пользовались, чтобы правильно написать безударные окончания в именах прилагательных? Словарная работа А с каким первым русским художественным промыслом мы познакомимся вы узнаете, выполнив задание (слайд 7) - Вам нужно вставить пропущенные буквы в слова. - А что это за слова? - Что получилось по вертикали? - Русской национальной куклой во всём мире считается русская матрёшка. Послушайте о ней небольшое сообщение. Русская матрешка (слайд 8) Русской национальной куклой во всём мире считается русская матрёшка. Матрёшкой называют точёную разъёмную игрушку, изображающую девочку в ярком сарафане и нарядном платочке. Матрёшку изготавливают из выдержанной берёзовой или липовой древесины. Сначала вытачивают самую маленькую целую фигурку, затем больше и больше. Впервые матрёшка появилась в Москве в середине 90- х годов 19 века. Её стали создавать в Сергиевом Посаде. В Нижегородской губернии. Красочная роспись матрёшки вызывает восторг. У. - Найдите в словосочетании русская матрешка прилагательное и разберите его как часть речи.
Проверь себя (слайд 9) У. - Как могут изменяться прилагательные? Изменение прилагательных по числам Хохлома (слайд 10) У.- Да, красиво расписана матрешка, но роспись изделий на Руси разная. И сейчас мы поговорим об одном из традиционном художественном промысле, который имеет более чем трехсотлетнюю историю - Золотая Хохлома. Этот промысел возник в 17 столетии в Нижегородском Заволжье, вблизи торгового села Хохлома. В этом лесном краю сложились благоприятные условия для развития художественных народных промыслов. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен. Нарядную деревянную посуду окрашивали в яркие, сочные цвета и расписывали разными красками, порой золотом и серебром. Расписная, да еще золотом, посуда была доступна только богатым людям. Однако народные умельцы сумели сделать посуду не хуже золотой боярской, но пользоваться ею могли и крестьяне. Так появилась посуда с Хохломской росписью. У. - А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы ответите на вопрос: откуда же мастера брали образы для росписи?
У.- Откуда мастер брал образы для росписи? У. Правильно, а сейчас вы послушаете это стихотворение еще раз и выпишите из него прилагательные в ед.числе, а рядом напишите прилагательные во мн. числе.
Проверь себя (слайд 11) - Какие окончания имеют прилагательные во мн. числе? - А можем ли мы определить род прилагательных во мн.. числе? - Надпишите над прил, ед. ч. Род. Как мы его определяли? Русский народ умел не только трудиться, но и отдыхать. Физкультминутка (Выполняем элементы нар, танца под музыку) Работа над текстом Гжель (слайд 12) У.- А сейчас мы познакомимся с еще одним народном промыслом Гжель. Что вы знаете о Гжели? У знаменитой Гжели свой неповторимый облик.Гжель - древнее село в Московской области. Свое название оно получило от слова жечь. Здесь, в окрестных деревнях, земли которых богаты высококачественной глиной, издревле занимались созданием гончарной посуды и игрушек, которые всегда назывались "гжелью". Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, форма которых и становилась довольно условной, но живописной и декоративной. ( Показ изделий из Гжели.) У. Запишем небольшой текст о Гжели под диктовку с объяснением орфограмм.
У. - Найдите во втором предложении главные члены. Устно поставьте вопросы к второстепенным членам. Выпишите им. прил. с безударными окончаниями в 3 столбика. Проверь себя (слайд 13) Вывод:Какие окончания имеют прил. жен. р., муж. р., средн. р.? У. - Так как же называется роспись, о которой мы сейчас говорили? У. - А теперь на посуде, расписанной Гжелью, давайте произведем фонетический разбор слова. Антонимы Искусство Жостова (слайд 14) У. - Но русские умельцы чудесно расписывали не только фарфор, глиняные изделия и деревянные, но и металлические. Недалеко от Москвы, в очень живописном месте находится село Жостово. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. В начале 19 века на Руси получил широкое распространение заморский напиток - чай. Возник целый ритуал чаепития. Тульские мастера едва поспевали изготовлять самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. Подносы делали разной фомы и на специально подготовленный фон в окружении свежей листвы наносили яркие, крупные и сочные цветы. Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо! У. - А теперь давайте мы с вами попробуем раскрасить подносы. Я вам раздам заготовки Жостовских подносов, но цветы на них белые и не красочные. Но раскрашивать мы с вами будем не красками, а словами. И помогут нам в этом слова какой части речи? Творческая работа Проверка выполненного. У. - Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы. Давайте к именам прилагательным подберем антонимы и запишем в тетрадь.
Проверь себя (слайд 15) Итог урока - Ребята, а теперь каждый посмотрите на свой поднос и мысленно представьте его в цвете. Какие красивые они получились! Уч-ся. - Имена прилагательные делают нашу речь выразительной, точной, образной, красочной. - Какую тему мы сегодня закрепляли на уроке? - Что интересного узнали? Домашнее задание (слайд 16) Описать любимую игрушку, используя имена прилагательные. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |