Преподавание русского языка Опыт работы над сочинением-рецензией, 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1075 Еремеева Алла Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цель.
Тип урока: урок-практикум (развитие речи). ХОД УРОКА 1. Оргмомент К природе я отношусь не только как зоолог и биолог. В. Песков 2. Словарная работа Диктант «По лексическому значению узнайте слово и запишите». 2.1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования (проблема). Учитель: Скажите, ребята, какую тему мы продолжаем сегодня на занятии, судя по этим словам? Ученик: Будет рассмотрена тема защиты окружающей среды. 3. Работа с текстом Учитель: Действительно, сегодня мы продолжаем знакомиться с текстом на экологическую тему, ту тему, которая волнует всех здравомыслящих людей планеты. Сейчас мы рассмотрим, как представлена эта проблема в произведении В. Пескова «Они ушли …» Ученик: Василий Михайлович Песков – замечательный писатель-публицист. Учитель: 14 марта 2005 года Василию Михайловичу исполнилось 75 лет. Работу свою в «Комсомольской правде» он не прекращает, И ярким примером служит его статья «Они ушли», с фрагментом которой мы сегодня познакомимся. Давайте прочитаем этот текст. Ученик: (читает выразительно текст, ребята внимательно следят по тексту, который лежит у каждого ученика на парте): Они ушли.....
Учитель: Определите тему этого текста. Ученик: Защита окружающей среды. Учитель: Какая проблема поднята в этом тексте Песковым? Ученик: Говоря словами Пескова, проблема звучит так: «Что будет дальше с жизнью?» Учитель: В каких предложениях, по-вашему, наиболее полно отражается эта мысль? Ученик: В 12 предложении, по-моему, эта мысль наиболее ярко отражается: «И алчность человека, не способного ограничить свои потребности, процесс деградации живого разнообразия Земли ускоряет». Учитель: Определите стиль и тип речи текста. Обоснуйте свою точку зрения. Ученик: Стиль публицистический, тип речи – рассуждение: В этом тексте совмещены книжные и разговорные слова, употребляются общественно значимые понятия: разнообразие животного мира; всевозрастающая численность людей, прекрасные творения природы….. В тексте широко используются вопросительные и восклицательные предложения (1, 5, 10, 14). Автор использует прямые обращения к людям (1, 4) используются повторы (2). Кроме того, проблема злободневна, несёт большую информацию, чётко выражено авторское отношение к поднятой проблеме: «В реальности дело идёт, образно говоря, к воронам, тараканам, воробьям». Учитель: Теперь из восьмого предложения выпишите три словосочетания на разные способы подчинительной связи и разберите их. Ученик: Учитель: В последнем абзаце текста найдите сложноподчинённое предложение. Определите вид придаточного. Ученик: Это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным, т.к. отвечает на вопрос, «какой?». Это последнее предложение текста. Учитель: В первом абзаце найдите предложение, в котором допущена ошибка. Какая это ошибка? Ученик: В пятом предложении допущена грамматическая ошибка: вместо слова «гектар» необходимо написать «гектаров». Учитель: Выпишите это предложение, объясните знаки препинания. Ученик: Истощаются земные недра, разрушается почва, загрязняются воды, каждую минуту с лица планеты исчезают пять с половиной гектаров леса. [= –],[= –],[= –], [= –]. Это сложное бессоюзное предложение, состоит из четырех частей. Учитель: Назовите изобразительно-выразительные средства, использованные в этом предложении. Ученик: Автор использует инверсию (обратный порядок слов) и олицетворение – «земные недра истощаются», «почва разрушается». Учитель: Какую роль выполняют инверсия олицетворения и метафора в предложении. Ученик: Они используются как средства повышения выразительности текста. Учитель: А в целом в тексте Пескова какие средства выразительности встретились? Ученик: В первом абзаце для большей убедительности автор использует сравнение «тонкая как кожура на яблоке, оболочка», кроме того, Песков использует эпитет «живая оболочка». Тем самым автор обращает внимание на затронутую им проблему. Ученик: В тексте много метафор, повышающих значимость, злободневность проблемы, поднятой в тексте: «каким будет гром, можно гадать», «остаться в обществе крыс, ворон, воробьёв»… Учитель: Как видите, текст Василия Михайловича Пескова необычайно выразителен. И яркость ему придают использованные писателем эпитеты метафоры, сравнения и олицетворения. А тема, поднятая им, актуальна, и как говорит поэт В. Гришин:
4. Практическая часть занятия Учитель: Используя собранный материал, напишите фрагмент нашего сочинения.
Не забудьте, что сочинение должно в целом быть не короче 150-ти слов. Значит, вступление и заключение вашей работы (это касается первого и третьего варианта) должно составлять одну треть вашей работы, т.е. около 50 слов на вступление и заключение. 5. Итог урока Чтение полученных работ. 6. Домашнее задание Написать полностью сочинение-рецензию по данному тексту В. Пескова. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |