Преподавание русского языка Открытый урок русского языка по теме "В лунную ночь"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1661 Капко Антонина Аркадьевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: Оборудование урока:
Предварительные задания:
Оформление доски:
1. Даты жизни и название произведения: Л. Ван Бетховен "Лунная соната" (1770 - 1827) "Симфония №1" (на диске). 2. Словарь урока: 1) Соната - (итал. sonata) инструментальное музыкальное произведение, состоящее из четырех или трех различных по темпу и характеру частей. 2) Восхищение - высшая степень удовлетворения, удовольствие, от чего-либо; восторг. Восторг - сильный подъем радостных чувств; восхищение. Упоение - состояние восторга, восхищения, экстаза. 3) Величавый - величественный, царственный. Благородный - великодушный, рыцарский и рыцарственный. 3. Предложения с пропусками для работы над орфограммами и пунктограммами. Ход урока 1) Вступительное слово учителя. Формулировка темы урока. Мы вновь совершаем с вами музыкальное путешествие в мир окружающей нас среды. Тема нашего урока: "В лунную ночь". "Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - говорил композитор А. Серов, - музыки не было бы на свете". Вы уже знаете, как не просто передать на словах все то, что живет в нашем сердце, и музыка становится помощницей в понимании жизни сердца. А сегодня мы с вами попытаемся сердцем понять музыку. Как понимать музыку? Чайковский писал: "Некоторые неопытные слушатели силятся услышать в звуках музыки точное изображение конкретных, внешних явлений. Но ведь музыка, копирующая реальные звучание, перестает быть искусством. Будто по мановению волшебной палочки композитор развертывает перед нами разнообразные картины жизни". Слушателю, обладающей живой фантазией, предоставляется самому распознать смысл музыки, увидеть ее по - своему. Вам не кажется странным, что во времена (и даже в наш век космических достижений) поэтов и писателей - не говоря уже о влюбленных - притягивала к себе как магнитом Луна? Не факт, что хоть одному из поэтов удалось избежать ее магическое влияние и обойти стороной волшебницу Селену. С чем только Луну не сравнивали, какими эпитетами не украшали! В чем же тайна ее притягательности? Что за связь между Луной и гением, оседлавшим крылатого Пегаса? Попробуем взглянуть на ночное светило глазами художников слова? Ведь все они по - разному воспевают богиню ночи. Может быть, при лунном свете, льющемся со страниц произведений, нам удастся раскрыть не тайну ее обаяния, но, по крайней мере , некоторые секреты мастерства ее живописцев. А так же сегодня мы услышим с вами "Лунную сонату" Л. Ван Бетховена. 2) Записываем предложение в тетрадь, объясняем знаки препинания: Очень часто композиторы, пользуюсь средствами музыкальных сравнений, воспроизводят образы видимого мира. 3) Видеозапись "Рапсодия космоса". Звучит музыка Л. Ван Бетховена "Симфония №1". Прислушайтесь к музыке и подберите к ней эпитеты. Сегодня мы услышим с вами "Лунную сонату" Л. Ван Бетховена, но прежде давайте поговорим об истории ее создания. Лунная соната. Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашел к Бетховену. Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли по узкой улице. Вдруг Бетховен неожиданно остановился. "Подожди, - сказал он. - Кто-то играет мою сонату и как хорошо играет!" Мы стояли около бедного маленького домика и слушали с восхищением. Через некоторое время музыка оборвалась, и мы услышали сдержанное рыдание. "Я не могу больше играть, - говорил чей-то голос. :Я понимаю, что играю не так: Если бы когда-нибудь услышать это в исполнении настоящего большого музыканта!" - Перестань, сестра, - возразил другой голос, - зачем мечтать о невозможном. - Войдем, - сказал Бетховен, и голос его дрогнул. Он отворил дверь, и мы вошли. Молодой человек чинил старый сапог. У старомодного рояля сидела девушка. - Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я слышал, что вы говорили; вам хочется музыки, я проиграю вам: - Спасибо, - сказал хозяин, - но инструмент наш слишком плох, и у нас нет нот. - Нет, - повторил Бетховен, - но как же вы играете? - Он взглянул в глаза девушке, и только тут мы заметили, что она была слепа. - Извините, - сказал Бетховен, - но где вы слышали то, что сейчас играли? - Несколько лет назад около нас жила дама, она очень хорошо играла. Бетховен ничего не сказал, сел на рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. Брат и сестра слушали, затаив дыхание. Единственная свеча, освещавшая комнату, вдруг вспыхнула и погасла. Бетховен остановился, а я отварил ставни, и лунный свет сливался в комнату. Голова Бетховена опустилась на грудь, руки неподвижно лежали на коленях, он казался погруженным в глубокое раздумье: Бетховен заиграл ту самую сонату, которая играла слепая девушка. Крик восторга вырвался у брата и сестры, они бросились к Бетховену и припали к его рукам. "Мы узнали! Вы Бетховен!" - повторяли они. Он встал и собрался уходить, но они удержали его. Он не протестовал и снова сел за рояль. По-прежнему спокойно и ясно светил месяц и освещал величавую голову Бетховена, его мощную и благородную фигуру. "Я хочу, - проговорил он, - написать новую сонату и посветить ее лунную свету". Он глядел в окно, где плыла луна и мерцали далекие звезды. "До свидания", - сказал Бетховен, направляясь к двери: Мы вышли. "Мне надо домой, - сказал Бетховен, - надо написать свою лунную сонату, пока я слышу ее". Он просидел всю ночь и следующее утро. Так создалась "Лунная соната", которой мы восхищаемся, которой будут наслаждаться люди, пока стоит мир. А сейчас слушаем музыку и отвечаем на вопросы: -Какие картины представились вашему воображению? Эта пьеса - только о призрачных видениях, о неясных тенях, о смутных, неопределенных, словно развитых красках, звуках и - о тишине, о зачарованном безмолвии царства Луны. "Лунный свет" струится, подобно сонной равнинной реке, светлая неторопливая мелодия, в которой, однако, слышатся отзвуки затаенной печали. "перекликаются звук, запах, форма, цвет". - Учитель: Неуместными, очевидно, будут фантазии о живом мире, о поведении, скажем, птиц и зверей в лунную ночь. К. Бальмонт написал стихотворение "Лунная соната" (читает ученица), оно как раз обобщает те слова и мысли высказанные вслух.
4) Работаем со словами, записанными на доске: 1) Расскажите, что произошло с Бетховеном во время ночной прогулки? (первая часть текста). Как он слушал доносившуюся музыку? (с восхищением). - Почему автор выбрал из синонимического ряда слово "восхищение?" 2) Расскажите о решении Бетховена написать сонату и посвятить ее лунному свету (4-часть). С помощью каких слов автор изображает Бетховена? Что говорится о луне и звездах? Подберите синонимы к словам "благородный", "величавый" и докажите, что данные слова являются наиболее точными для описания Бетховена. Как можно озаглавить 4-ю часть текста. Изображение лунного света, луны в живописи, фотографиях.(небо, ночь 5) Давайте проанализируем отрывки из художественных произведений. Какие художественные средства вы нашли: (эпитет, сравнение, олицетворение, метафору:).
***
***
***
***
***
Потом луна вошла в квадрат двора, и серебро и желтый свет смешались. ***
***
***
***
***
***
"Осенние пышные сады молча ждут ночи, зная, что звезды обязательно будут падать на землю и сады поймают эти звезды, как в гамак, в гущу своей листвы и опустятся на землю так осторожно, что никто в городе даже не проснется и не узнает об этом" (К. Паустовский). "Летний вечер гаснет. В засыпающем лесу стоит гулкая тишина. Вершины огромных строевых сосен еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, но внизу уже стало темно и сыро. Острых, жаркий сухой аромат смолистых ветвей слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма. Неслышно и быстро спускается на землю мягкая северная ночь. Птицы замолчали с заходом солнца. Одно только дятлы еще выбивают лениво, точно сквозь сон, свою глухую, монотонную дробь. В лесу совсем стемнело, но глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различал вокруг неясные, призрачные силуэты деревьев. Был тихий, дремотный час. Ни звука, ни шороха не раздавалось в лесу, и в воздухе чувствовался тягучий, медвяный запах, плывущей с полей" (А. Куприн). "Пришла ночь. Сады стояли как бы в оцепенении. Ночная тишина их хранила в своей глубине шуршание листа, слетающего на траву с вершины дерева, всплеск крытого фонтана, вздох спящей птицы. Где-то очень высоко еще угадывался последний - густой и лиловый - блеск небосклона. На тьме уже завладела садами окончательно и полновластно. И в этой темноте остался наконец один только звук - звон воды, льющийся из разбитого кувшина бронзовой девушки" (К. Паустовский). "Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката: Вот он бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою. Наступает ночь; за двадцать шагов уже ничего не видно; над черными кустами край неба смутно яснеет: Что это? Пожар? Нет, это восходит луна" (И. Тургенев). 6) Какие образные средства исполнены в этих отрывках авторами? 7) У вас на столе в распечатке есть страничка из словаря эпитетов. Давайте прочитаем и выполним одно задание: (величина, цвет, положение на небе, впечатление), повторим орфографию. Перепишем из словаря эпитетов:
8) Прослушайте еще раз музыкальный фрагмент и напишите вступление к вашему будущему сочинению. Темы сочинений (на доске).
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |