Преподавание русского языка
Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе на тему "Повторение и обобщение правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1796
Тарская Саргылана Николаевна, учитель начальных классов Это воображаемое путешествие в Страну-Океанию орфографических знаний, где дети вспоминают законы орфографии, доказывают знание этих законов. Каждое задание требует от них активной мыслительной деятельности, рассуждений, объяснений и доказательств. Тип урока: Урок-путешествие по русскому языку во 2-м классе Словарь: морская лексика. Цели: - развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми согласными, с безударными гласными, с парными согласными;
- развивать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;
- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, повторить и закрепить правила.
Оборудование: карта путешествия, карточки с заданиями, магнитофон, предметные картинки, сигнальные карточки Ход урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | I. Организационный момент, подготовка к отплытию, набор команд | - Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний. Во время путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь! | Каждая команда выбирает своего капитана, название | II. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа | - отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать? Задание классу: 1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. 2. Название этого овоща произошло от латинского слова “капут”, что означает “голова”. 3. Огородное растение с крупными семенами-горошинами. 4. Этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель, они растут в земле. 5. Про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали”. | Дети отгадывают загадки-задания и записывают в тетради названия каждого овоща: Помидор Капуста Горох Картофель Морковь | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задание классу: - обозначьте в этих словах ударения и подчеркните, буквы, написание, которых надо запомнить. Проверка выполненного задания: 1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные. 2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную “о”. 3. Какую гласную надо запомнить при написании слова капуста? Обобщение: 4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить? | Помидор, капуста, горох, картофель, морковь Помидор, картофель Горох, морковь Капуста - В русском языке есть слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить. | III. на острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными. (На доске остров, его королева. Под островом сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами) | - Мы в Океане Орфографических знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. А освободить их нам поможет только королева, Ударение. Как вы думаете, почему? - Давайте, поможем жителям освободиться от злых медуз. В данных сочетаниях слов вы должны убрать медузу и вставить нужную безударную гласную | - Проверить безударную гласную можно ударением. У доски работают три ученика – капитаны команд. 1-й капитан: к..менистое дно к..лючий ерш м..л..дая чайка 2-й капитан: п..тнистый осьминог п..л..сатый краб ск..листый берег 3-й капитан: м..рской конек с..леные брызги к..товая акула Класс работает в тетрадях с сочетаниями слов, написанных в строчку: з..л..неют водоросли, в..лнуется море, уд..вительная рыба, вд..леке от острова, пос..лился рак | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Проверка выполненного задания: - Молодцы! Освобожденные вами от медуз буквы возвращаются на остров Безударных гласных | Капитаны называют каждое слово в словосочетании и доказывают, почему именно эту гласную нужно записать. Задание, предложенное классу, проверяются с помощью сигнальных карточек | IV. На острове Парных согласных по глухости-звонкости | - Наше плавание продолжается. На острове Парных согласных еще утро. Некоторые из звуков еще не проснулись. - Произнесите звуки парами, и “спящие” тут же проснутся. - А правит этим островом господин Гласный и его помощники добрые “волшебники” - звонкие согласные [р], [л], [м], [н] - Кто догадался, почему? - Сейчас, вы должны доказать умение обозначить буквами парные согласные звуки в слове. - А задание для вас такое: я буду читать предложения, а вы найдете в них слова с парными согласными и напишете в тетрадь. Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селедка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ерш, уползла его соседка улитка. - Как же проверить на письме буквы, обозначающий парный согласный на конце слов и в середине перед другими согласными? - Какие слова вы написали? Проверка проводится комментировано | Дети произносят звуки: [д] – [т] [д`] – [т`] … Учитель открывает на доске “проснувшиеся” звуки Учащиеся вспоминают правило проверки парных согласных по глухости- звонкости. Легко, рыбки, селедка, вылез, краб, соседка | V. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти | - Смотрите вот еще один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных, то один из согласных звуков теряется. Кто догадался, как называется остров? - Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву? | - Остров Непроизносимых согласных Дети называют правило проверки непроизносимых согласных в слове. | VI. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти | - А теперь задание: нужна ли на месте вопросительного знака какая-либо буква? Докажите правильность своего ответа. На доске: Дуют ветры ярос ? ные, Гонят лодки парус ? ные (В. Маяковский) - В каком слове пропущена буква? - Почему? | Яростные Парусные После доказательства дети записывают предложение по памяти | VII. Остров пиратов. Самостоятельная работа | - Наш корабль приближается еще к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает? - Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают записать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем, что мы знаем правила орфографии, запишем предложения: Морские жители – известные хитрецы. Они всегда ловко прячутся от своих врагов | - Это же пираты! Дети пишут предложения в тетрадях под диктовку учителя Самопроверка | VIII. Подведение итога урока | - Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают вам вопрос: какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова? | Учащиеся еще раз вспоминают правила и приводят примеры на эти правила | IX. Домашнее задание | | - по данному началу продолжить текст про морских жителей | |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|