Преподавание литературы Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме "Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1989 Самсонова Елена Леонидовна, учитель русского языка; Трубченко Елена Геннадьевна, учитель музыки, педагог-организатор Цель: показать связь музыки и литературы с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных и художественных произведениях. Задачи:
Оборудование: портрет А.Н.Островского, портрет Н.А. Римского-Корсакова, репродукции эскизов декораций и костюмов для постановки пьесы “Снегурочка”, выполненных В.Васнецовым, К.Коровиным, И.Левитаном, Н.Рерихом, репродукция картины В.М.Васнецова “Снегурочка”, В.Г.Перова “Тающая Снегурочка”. Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня Леля из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова. ХОД УРОКА Природа вошла в русское искусство, как входит она в нашу жизнь, без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны. Д. Кабалевский I. Работа по теме урока. Учитель музыки. Беседа “Картины природы в музыке”. Стихотворение “Музыка” М. Ивенсена читают наизусть трое учащихся. Это создает атмосферу доверительной беседы, близкого контактирования учащихся по вопросам темы, единомыслия и одинакового положительного отношения к музыке о природе.
- Вспомните музыку, изображавшую картины природы. - Какие картины природы вы представляете, слушая музыку М.П. Мусорского “Рассвет на Москва-реке”, Э. Грига “Утро”? В чем красота этих произведений? Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков. - Назовите произведения этого автора, знакомые вам. О чем они? II. 1.Рассказ о творчестве композитора Н. А. Римского-Корсакова. “В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль “Алмаз”. На борту его находился девятнадцатилетний Николай Андреевич Римский-Корсаков”, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве. Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”. В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор. Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия. На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”. Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад. А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. “...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.) - Представили? Можете нарисовать мысленно картину? “Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин. Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”. Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы. 2. Учитель литературы. - Расскажите, когда и кем была написана сказка “Снегурочка” и о чём она? Сообщение учащегося. В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время, - такова первая ремарка “Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх действиях с прологом”. Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В “Снегурочке” драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви. Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Снегурочка:
Потом Снегурочка полюбила всем сердцем и погибла. Это – своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьёз, а где автор лукавит. Здесь придумано всё, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит – не любит, выберет – не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны – Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством : подружка Купава, музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке тайна этих чувств незнакома. Но она любопытна… Учитель литературы: Впервые “Снегурочка” была опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды. 3. Учитель музыки. Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен, - Послушайте Арию Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова. - Что манит её к людям? Какая она? 4. Слушание Арии Снегурочки. 5. Музыкальная характеристика Арии Снегурочки. - О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям? (Людские песни, человеческие радости) Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание. Мысленно напойте арию вокализом. Охарактеризуйте её мелодию. Как называется форма, в которой написана ария? Охарактеризуйте музыку I части, я напомню её. 6. Повторное слушание с последующим анализом. - Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса? - Что напоминает вам мелодия средней части? - Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки. И вот слушает она “людские песни”, пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни. 7. Учитель литературы. - Расскажите, кто такой Лель. Лель:
8. Учитель музыки. А теперь послушаем песню Леля. Скажите, музыка выразительная или изобразительная. Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель: “Туча со громом сговаривалась: “Ты греми, гром, а я дождь разолью”. Слушание и анализ “Песни Леля”. Песня Леля построена в куплетно-вариационной форме. Она начинается пастушьим наигрышем кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия. - Вы обратили внимание на народно-песенную основу мелодии и изобразительные детали (рокот литавр в начале, пиццикато у скрипок) в сопровождении? Что они передают? Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка? - Как исполняется куплет? Какая часть его требует большей певучести, широкого, величавого звучания? Какая часть должна быть веселого, легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе широту и певучесть с легким, бодрым звучанием? В песне Леля удивительным образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. Причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил очень выразительную и увлекательно развивающуюся мелодию народно-песенного склада с двумя яркими изобразительными моментами: раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели. 9. Краткий пересказ концовки оперы и пьесы. Сравните Снегурочку в I действии и в конце оперы. Что произошло в ней? Какие чувства переполняют ее? Как это изображается в музыке? Ученица: ...С приходом весны в царстве берендеев царят радость и веселье. Только Снегурочке чего-то не хватает, что-то ее мучает, не дает быть счастливой. Ей грустно, она идет к матери Весне, просит сердечной теплоты, человеческих чувств. Мать Весна надевает ей венок, и перед Снегурочкой открывается чудесный, неизвестный до этого времени мир. Она, холодное дитя природы, вдруг счастливая. Она полюбила Мизгиря. Царь Берендей благословляет молодые брачные пары, среди которых Снегурочка и Мизгирь. Всходит Ярило-солнце. Его луч падает на Снегурочку. Она начинает таять. Но, даже чувствуя близкую смерть, Снегурочка благодарит мать за дар любви. Учитель музыки: Сцена расставания Снегурочки - один из трогательнейших эпизодов в мировой оперной литературе. Сейчас вы её услышите. Обратите внимание на то, как звучит голос Снегурочки в сцене таяния. Как звучит оркестр? Какое выразительное значение имеет его сопровождение? 10. Слушание сцены таяния Снегурочки. Вопросы о музыкальной изобразительности сцены: - Какое впечатление произвела на вас сцена расставания Снегурочки? Какие чувства Снегурочки выражены в её прощании с жизнью? - Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? (Снегурочка понимает, что, познав любовь, она погибнет. Но она также понимает, что жить без любви больше не сможет. Её любовь может заменить целую жизнь) - Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая её тем самым на погибель? (Дар Весны – это закон природы: “Всё живое любить должно”. Любовь для Снегурочки – не погибель, а обретение жизни) - Как восприняли финал любви Снегурочки и Мизгиря берендеи? - Как вы восприняли смерть Снегурочки? - В чем сила нравственной красоты её? - Какие изобразительные интонации вы услышали в этой сцене, с чем они связаны? Учитель подводит итог сказанному. Трогательное прощание с жизнью, восхищение этой жизнью. Едва слышны слова жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением Снегурочки. Нежное журчание арфы (словно ручеек остался от Снегурочки). - Как вы думаете, что лежит в основе жизни берендеев? Чему учит нас опера и пьеса? В чем красота и правда её? (Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать, что смерть Снегурочки закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь, затем вырастают растения, которые, чтобы принести плоды должны умереть и так далее. Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.) III. Итоги урока. - В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова? а) В правдивом показе нравственной красоты жизни? б) В мастерстве композитора? в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора? - В чём сила пьесы А.Н.Островского? - Что вам больше понравилось: пьеса или опера? - Удалось ли композитору передать то настроение, которое выражает автор пьесы? - Совпадают ли поэтическое и музыкальное произведения по чувству, эмоциональному настрою? - Какое впечатление произвело произведение, что в нём особенно запомнилось? IV. Домашнее задание. - Нарисовать эскизы к костюмам героев пьесы. - Выучить отрывок из пьесы. - Написать сочинение-миниатюру на тему: “Образ понравившегося героя”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |