Преподавание русского языка Интегрированный урок "русский язык + МХК" по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1090 Лебедева Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Задачи урока: А) Обучающие: 1. Закрепить изученное, формируя умения и навыки применять полученные знания на практике, выявить, с какой целью употребляются обобщающие слова в описательном тексте.
4. Формировать навыки анализа текста. Б) Развивающие: 1. Развивать память. В) Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес к предмету и к искусству. ПЛАН УРОКА
Ход урока 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. Здравствуйте, ребята. Садитесь. *Откройте тетради, запишите число и тему урока. На предыдущих уроках мы знакомились с синтаксическими конструкциями, в состав которых входят однородные члены и обобщающие слова, с пунктуационным правилом выделения обобщающих слов на письме. На этом уроке мы должны повторить и закрепить изученное, выяснить, как “работают” обобщающие слова в речи. 2. ПОВТОРЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННОГО ПРАВИЛА. Вспомним правила расстановки знаков препинания при обобщающих словах. На слайде даны три предложения. Знаки препинания в них не расставлены. Покажите нужную схему. Прочитайте предложения, проговаривая знаки препинания.
К доске выходит ученик, чертит схемы предложений, рассказывает правило. 3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Прежде чем мы обратимся к тексту, познакомимся со словами, которые нам понадобятся. Сообщение ученицы с использованием ИКТ. 1) Гармония От греч. harmos – “связь, созвучие, согласие”.
Дисгармония. 2) Эмоция – чувство, переживание человека. Эмоциональный – 1. Насыщенный эмоциями. Эмоциональная речь. 2. Способный остро чувствовать что-либо. Эмоциональный человек. Эмоция – эмоциональный, эмоциональность, эмоционально. 4. БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ. 1) Что изображено на картине? 5. ДИКТАНТ. Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”, в котором природа одухотворена человеческими переживаниями. В картине “Вечерний звон” изображены большие пространства: спокойная речная гладь, необъятный небесный простор, осенняя роща. Стройная колокольня, монастырские купола с золочеными крестами, кроны деревьев, отраженные в зеркале вод, - все создает удивительную игру света и цвета. Всё на картине: фиолетовые облачка, светло-голубое небо, перламутровая река, темно-зеленые и рыжевато-медные деревья – рождает ощущение покоя и тишины. Золотистый закатный свет заставляет сиять все цвета. Эта радостная улыбка догорающего дня и определяет эмоциональное звучание картины. В чудесных образах, созданных Левитаном, сливаются в гармонии и светлая радость природы, и мир человеческих чувств. Воспоминания о грустно-спокойном вечернем звоне колоколов, вызванные этим пейзажем, умиротворяют душу. (По А.А. Федорову-Давыдову). 1) О чем говорится в тексте? О картине И. Левитана “Вечерний звон”, об авторской манере художника. 2) Какова основная мысль текста? Природа на картине одухотворена человеческими эмоциями. Картина вызывает светлые чувства. Исаак Левитан – мастер “пейзажа настроения”. 3) Озаглавьте текст. “Пейзаж настроения”. Мастерство Левитана-пейзажиста 4) Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ. Это описание, так как в тексте говорится о том, какова картина Левитана “Вечерний звон”, доминируют существительные, прилагательные и причастия. 5) Почему именно в описании часто используются предложения с однородными членами и обобщающими словами? Предложения с однородными членами и обобщающими словами помогают создать подробную картину, выделить главное и детали. 6. ИГРА “ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ”.
7. ТЕСТОВАЯ РАБОТА (см. страницы далее) 8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. На уроке мы
9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. 10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Сочинение-миниатюра (в художественном стиле) по картине Левитана “Золотая осень. Слободка” (около 120 слов). Использованная литература:
Приложение 1 Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |