Преподавание русского языка
Конспект урока русского языка в 11-м классе «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..."»
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1019
Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы Цели: - Закрепить лингвистические, литературоведческие понятия; продолжить работу с художественным текстом, закрепляя и систематизируя ранее полученные знания.
- Развивать умение выделять главное, делать выводы; работать в группе.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к слову.
Оборудование: - Карточки с заданиями для групп.
- Текст стихотворения Ф.И. Тютчева.
- Словарь литературоведческих терминов.
Ход урока 1. Организационный момент 2. Сообщение темы и целей 3. Актуализация знаний – Вспомним, что значат термины «лингвистический» и «стилистический» анализ текста? («Лингвистический» – языковой; «стилистический» – обладающий чертами определенного стиля.) – Какие уровни языка можно рассматривать? (Фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический, синтаксический.) 4. Работа с текстом Чтение стихотворения Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Как хорошо ты, о море ночное, – Здесь лучезарно, там сизо-темно… В лунном сиянии, словно живое, Ходит, и дышит, и блещет оно… На бесконечном, на вольном просторе Блеск и движенье, грохот и гром… Тусклым сияньем облитое море, Как хорошо ты в сиянье ночном! Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звезды глядят с высоты. В этом волнении, в этом сиянье, Весь, как во сне, я потерян стою – О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою… – Каким настроением окрашено стихотворение? Как это связано с темой? (С образом морской стихии, как правило, связано ощущение беззащитности, беспомощности человека перед силами природы; стремление слиться с природой, т.к. она – воплощение гармонии.) – Рассмотрим, как на разных языковых уровнях эта тема раскрывается. Каждая группа будет анализировать один уровень, делать выводы и представлять их классу. Затем обобщим все сказанное. Задание для 1 группы: Проанализируйте фонетический строй стихотворения. - Есть ли примеры аллитерации, ассонанса? В каких строках? Как связано с содержанием?
- Определите стихотворный размер. Какова его роль?
Ямб приближен к прозаической речи. Хорей передает стремительность, бодрость. Дактиль – торжественность, возвышенность. Амфибрахий – плавность. Анапест – маршевая интонация. Задание для 2 группы: Проанализируйте изобразительные ресурсы русского словообразования, представленные в тексте. - Какая морфема использована при образовании следующих слов: сиянье, движенье, безлюдье, обаянье? Данные слова являются существительными конкретными или абстрактными? Сделайте вывод о роли морфем в тексте.
- Какова роль приставки без- (бес-) во второй строфе стихотворения?
- С какой целью используются однокоренные слова в третьей строфе?
Задание для 3 группы: Проанализируйте лексические средства выразительности, представленные в стихотворении. - Есть ли в тексте синонимы, антонимы? Какова их роль?
- Можно ли считать море образом-символом? Чего?
- Какие тропы (сравнения, олицетворения, эпитеты…) использованы? Какую функцию они выполняют?
- Как на уровне лексики подчеркнута масштабность изображаемой картины?
Задание для 4 группы: Проанализируйте морфологические средства выразительности, представленные в тексте. (Морфология изучает части речи.) - Какие части речи преобладают в тексте? Какова их роль?
- Проследите, какие формы имен прилагательных использованы в тексте ( краткие прилагательные, в отличие от полных, называют признак, развивающийся во времени).
- Какое время отражено в стихотворении? Как оно выражено? Какова его роль?
- Какова роль деепричастий в речи?
Задание для 5 группы: Проанализируйте синтаксические средства выразительности, использованные в тексте. - Приведите примеры инверсии (обратный порядок слов в предложении). Какие слова с ее помощью в тексте выделены?
- Есть ли в тексте бессоюзие (передает стремительность, быструю смену событий) или многосоюзие (замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых членов предложения)?
- Что можете сказать о пунктуации?
- Какова роль строки, повторяющейся почти дословно(«Как хорошо ты, о море ночное…»и «Как хорошо ты в безлюдье ночном»)?
5. Рассмотрим результаты работы в группах и ответим на вопрос: Как на разных уровнях языка воплощается тема стихотворения. Фонетика (аллитерация (повтор «р» передает грохот), ассонанс (повтор «а» подчеркивает широту, размах стихии)). Стихотворный размер – дактиль(придает речи торжественность, возвышенность). | Философичность Масштабность Торжественность | Морфемика (суффикс -й- участвует в образовании абстрактных существительных; приставки без-, бес- указывают на отсутствие границ стихии, которую невозможно обуздать). | Лексика (абстрактные существительные настраивают на философский лад, антонимы подчеркивают изменчивость моря, обилие тропов). | Морфология (обилие глаголов придает речи динамизм, деепричастий, формы настоящего времени создают эффект присутствия; имена прилагательные как в краткой, так и в полной форме помогают подчеркнуть подвижность стихии и вечность бытия). | Синтаксис (соединение бессоюзия и многосоюзия передают ощущение изменчивости стихии и подчеркивают вечность бытия; многоточия создают интонацию размышления). | 6. Сделайте вывод о роли разных языковых единиц в выражении авторского замысла. 7. Домашнее задание Произвести лингвостилистический анализ текста.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|