Преподавание литературы Интегрированный урок (музыка + литература) "Музыка в поэзии Н.Некрасова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 943 Гатауллина Гузелия Габдулхаковна, учитель музыки; Кабирова Анфиса Нурихановна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи:
Оборудование: Интерактивная доска, ТСО, ИКТ Материал к уроку:
Ход урока1. Организационный момент.Приветствие учащихся. 2. Вступительное слово.Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…». (ученик играет на гитаре, ученица зачитывает стихотворение Н.Некрасова наизусть «Тройка») Звучит аудиозапись романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» Учитель музыки: Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок музыки и литературы. Он посвящен лирической поэзии Николая Некрасова и музыкальности его творчества. Учитель литературы: Тема урока «Музыка в поэзии Н.Некрасова» Эпиграфом к уроку служат слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему». 3. Работа по теме урока:Учитель литературы: Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи. Видеофильм «Биография Н.Некрасова» Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки. (Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…») Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли». Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Более того, по сей день существуют два кардинально противоположных взгляда на его поэтическое наследие: с одной стороны, его определяют как прозаика в поэзии, с другой - как поэта-песенника. Его поэзия, испытав на себе влияние прозы, тем не менее прочно связана с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору. Учитель музыки: О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Так, более ста его стихотворений положены на музыку как выдающимися, так и малоизвестными композиторами. Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича. Все стихотворения Некрасова, положенные на музыку, условно можно разделить на две группы: произведения с выраженной социальной тематикой и лирическая поэзия. Интересно, что из 300 музыкальных произведений на его стихи чуть больше половины относятся к первой группе, чуть меньше - ко второй. Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др. Впрочем, романс - не единственный из музыкальных жанров, проникших в творчество Некрасова. Наиболее тесно его стихи связаны с жанром песни, причем на эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу во всем разнообразии ее жанровых проявлений. В его стихах слышны интонации протяжных песен: В полном разгаре страда деревенская… колыбельных: Спи, покуда красть не можешь! плачей-причетов: Кто, как доносится новая шубушка, отголоски свадебных обрядовых песен: Выди навстречу проворно – ритмы плясовых: Долго не сдавалась Любушка-соседка, Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры, например романс со своеобразной ритмико-мелодической структурой и лейтмотивами и особенно элегия с характерными воспоминаниями о прошлом счастье и мучительными раздумьями о настоящем. Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса). Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как грубоватый и пьяный деревенский праздник... “Что так жадно глядишь на дорогу...”, “Ой, полна, полна моя коробушка...” “Коробушка” — как необычно ласково, чисто по-некрасовски. С радостным же ощущением, с упоением жизнью связаны звуки природы. Она сопереживает герою, несет успокоение. Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края. Учитель литературы: Связь Некрасова с родиной чувствуется во всех произведениях. Простые слова, ничего необычного, но читаешь и удивляешься: как же надо любить свою родину, землю, чтобы так зримо показать её! Любовь эта огромна. Отношение Некрасова к родине многогранно, это и сыновье почитание, и любовь к другу, и просто твёрдая уверенность в том родном и близком, что мы зовем родиной:
Весь окружающий мир в его произведениях озвучен, наполнен жизнью. Поэт с жадностью и упоением ловит эти звуки, тишина для него – часто отрицание жизни, смерть. Сама жизнь – песня, и весь мир жив и наполнен смыслом, пока он подчиняется ее законам. С песней человек рождается, живет. Не одно сердце заставили биться сильнее лирические и задушевные строки Николая Алексеевича Некрасова о природе. Русскому лесу, полям, лугам посвящал поэт свои стихи.
4. Итог урока.Учитель литературы: Подводя итоги урока, необходимо вновь отметить значимость всего поэтического наследия великого русского поэта второй половины 19 века Николая Алексеевича Некрасова. Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа, Некрасов создает новый период литературного творчества, который призывал крестьян к переменам. Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем, не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира. Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости. Учитель музыки: О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами. В завершении урока звучит песня на слова Н.Некрасова «Коробейники». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |