Преподавание литературы Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах "Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 924 Юшманова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы Тема урока: Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-х классах “Прекрасный и грозный мир Николая Рубцова”. Комплексная работа с текстом стихотворения “Зелёные цветы” Цели:
ТСО: иллюстрации полевых цветов; сделанные из бумаги зелёные цветы, музыка из произведения П.И. Чайковского “Вальс цветов”. Текст стихотворения “Зелёные цветы”. Эпиграф к уроку: “Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. В ряду самых великих” (Ф.Абрамов. Из дневника) Основные этапы урока.
Предварительное домашнее задание:
Домашняя работа учащихся. Синтаксический разбор предложений.
Вид рифмовки стихотворения. Определение размера стиха. Ход урока.
На примере анализа одного стихотворения мы постараемся определить роль грамматических и лексических средств языка в этом произведении, определим индивидуальный стиль поэта через изобразительно – выразительные средства языка. Исследуя стихотворение, заглянем в жизнь и судьбу поэта, попытаемся отметить особенности стиля.
а) на доске сделать синтаксический разбор 1-ой строфы, без характеристики предложений; Вывод: поэт использует в основном сложные синтаксические конструкции, это СПП с придаточными изъяснительными и обстоятельственными, которые поясняют основную мысль произведения. Строфы состоят из 1-2 предложений. Причём 1-4 строфа – 1 сложное предложение, а 2, 3 строфа – 2 предложения. В стихотворении присутствуют простые двусоставные и односоставные предложения. Определённо-личное предложение указывает нам, с кем происходит событие, его мировоззрение, и обобщает это значение. Задание: найти, определить в стихотворении, если есть, инверсию, многосоюзие или бессоюзие, антитезу, умолчание. Инверсия встречается почти во всех предложениях, усиливает эмоциональность стихотворения, делает его более ярким, грустным по настроению, философским. Многосоюзие.
В стихотворении встречается стройная система использования союзов. Повторяющиеся союзы и, что, как, когда находятся в строфах рядом, создают напряженность, тревогу. Стихотворение основано на антитезе: лугу, полю, где всё прекрасно, противопоставлены шум и суета. Вывод: В стихотворении поэт использует многосоюзие, антитезу для того, чтобы придать ему эмоциональность, яркость, указывает на свои жизненные ценности. Для него важнее в этой быстротечной жизни простые человеческие ценности; не толпа, а один проверенный друг, не городской шум, а загадочный прекрасный луг, где цветут необычные цветы. Это поэт – мечтатель. 5. Поработаем над изобразительно-выразительными средствами языка. Определим тропы. Определим размер (пятистопный ямб), рифмовку (кольцевая, опоясывающая). Все стихотворение напевно, по строению напоминает кольцо. Это подчёркивает повторы. Назовите самые яркие, красочные эпитеты (погасшие звёзды, хороший давний друг, многоцветный луг). Много ли их? (Нет) Назовите метафоры. (Светлеет грусть; день, играя, расцветает). Их тоже мало. В стихотворении присутствует цветопись – белый (чистота), зелёный цвет (жизнь). Цветопись подчёркивает жизнеутверждающее настроение стихотворения. Вывод: хотя в стихотворении мало метафор и эпитетов, возможно, из-за особенности построения, из-за синтаксиса оно яркое, эмоциональное. В стихотворении есть напор, оно грустное, но не мрачное. 6. Наиболее важный этап. Работа над лексикой. Работаем по строфам. 1.
2. Причём, в основном (за исключением первой строфы – там ключевое слово впереди, как утверждение), ключевые слова находятся в конце строфы, как вывод. Даже по однокоренным словам и повторам слов построение стихотворения напоминает кольцо (как и рифмовка). Начало и завершение подобны. 3. Найдите в стихотворении стилистически окрашенные слова: а) брожу – нейтральное – ходить. Найдите значение слова по словарю Ожегова. б) недостает – нейтральное – не хватает Найдите значение слово по словарю в) Улеглось – нейтральное – успокоилось Вывод: автор в стихотворении использует просторечные слова, возможно, подчёркивая свою близость к народу. Вероятно, и сам он бродяга, много видевший и переживший. 4. Есть ли в стихотворениях высокая лексика (слова, принадлежащее к ней, близкие к ней)? (Грозно, прекрасно). Обратите внимание на то, что мир, в котором живёт поэт и грозен, и прекрасен. 5. Подберите синонимы к слову “суета”. Какое крылатое выражение связано с этим словом? (“Суета сует”). Принимает ли поэт суетность жизни? 6. Подберите ассоциации к слову “цветы”. (Красота, жизнь, радость). 7. Какова тональность стихотворения? Какие знаки пунктуации подсказывают эту тональность? (Умолчание, обрыв на полуфразе…) 8. Что мы можем сказать о названии стихотворении? (На белых стеблях белые листья, а цветы зелёные, а не наоборот). Автор говорит в стихотворении о несбыточном, неизведанном. Что же это такое? Возможно, это счастье, которое трудно найти, или любовь, которую можно не заметить. 9. Конкретизирует ли поэт время и место действия? (Время – утро, расцветает день; он не один, а с другом. Место – поле, где легко. Позади, в прошлом – шум, суета, пыль. Впереди – зелёные цветы, которые не найти; что-то несбыточное, мечты). Вывод: Что узнали о поэте? Какие ассоциации вызывает у вас этот поэт? (Грусть, печаль, светлая, народный, простой, скромный, ищущий, нет чёрного). Его стихотворения мелодичны, напевны (песня на стихи Рубцова “В горнице моей светло”), обладают особым ритмом. Простым языком, почти не используя эпитетов, метафор, поэт говорит о вечном, о философском, о смысле жизни, о поисках счастья. Он предполагает, что достичь мечты (зелёных цветов), почти не возможно, но его стихотворение, хотя и грустное, но и светлое (“светлеет грусть”). Поэт продолжает традиции классиков: А.С. Пушкина (“Печаль моя светла”), М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока (“Печаль светла! Душа моя живая!”). Не смотря ни на что, поэт продолжает поиски счастья – “зелёных цветов”. Помните, один из великих (Л. Толстой) всю свою жизнь искал “зелёную палочку”. Рубцов прост, народен, эмоционален. Ключевая тема поэзии Рубцова связана с образами света, звёзд, огня, сияния. Противопоставлены им мрак, тоска, угрюмость, суета, пыль, мгла. Очень грустно звучат слова ещё одного северного писателя о нашем “северном Орфее”. В конце урока звучат слова Ф. Абрамова, взятые в эпиграф к уроку. Домашнее задание:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |