Преподавание литературы Виктор Астафьев и его рассказ «Людочка» (цикл уроков рассчитан на 3 часа в 10–11-х классах)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2338 Семёнова Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы Цель уроков:
Подготовка к урокам:
Ход урока I. Встреча с писателем. Беседа с учащимися. Что известно нам об Астафьеве? Астафьев в моей жизни (чтение мини-сочинений о писателе). Назвать прочитанные книги. Кратко сформулировать проблему, изображённую в произведении, раскрыть основную мысль автора. Зачитать аннотации к произведениям писателя. Слово о писателе. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Писатель прожил одновременно и долгую, и короткую жизнь (умер в декабре 2001 года), оставив после себя заметный след в литературе как писатель и человек. О своей родине он сообщает так: "Все, кто ездил или собирается поехать на электростанцию, никак не минуют моего родного села - оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик...". В настоящее время Овсянка расстроилась, сделалась почти пригородом, стоит на границе заповедника Столбы и является источником любопытства для туристов, потому что многие поклонники таланта Астафьева мечтают побывать на земле, взрастившей Астафьева, его любовь к земле, человеку и самой жизни. Рано лишившись матери, воспитывался дедушкой и бабушкой, а затем в детском доме. Огромную роль в формировании личности Астафьева сыграли следующие люди, о которых с нежностью и глубокой признательностью пишет в автобиографии писатель. Кто же они? Василий Иванович Соколов - бывший воспитатель, а затем и директор игарского детского дома (читать отрывок из статьи к книге "Так хочется жить", стр.7-8). Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский писатель, бывший учитель Астафьева (там же, стр.9-11) В автобиографии Виктор Астафьев называет всех своих друзей и благодарит их за всё. Что они сделали для него. А самое главное - были рядом в разные периоды его жизни и помогли не затеряться в лабиринте проблем, которые приходилось решать с раннего возраста (там же, стр.12). Просмотр телефильма. - Что нового вы узнали об Астафьеве? - Какое впечатление произвёл на вас Астафьев - человек? - Как писатель относится к своему творчеству? - Жизненное кредо Астафьева. На чём оно основано? - Никита Михалков. Астафьев в его жизни. Вехи жизни писателя. (Составляются вместе с учащимися на основе полученных знаний при подготовке к уроку и на уроке)
Знаменитый писатель, произведения которого переведены на многие языки мира. Лауреат Государственных премий. Размышляем вместе с писателем Какова главная задача писателя как художника слова? "... каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни " через себя". (Главная задача - помочь читателям постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и определиться в себе и среди окружающих). Что особенно беспокоит Астафьева? "Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда". (Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшее поколение.) II. Литературная викторина по произведениям Астафьева. Задание: узнайте произведение Виктора Астафьева и скажите о книге несколько слов, опираясь на полученные знания. (учащимся предварительно раздаются отрывки из произведений на отдельных карточках; прежде чем отвечать на вопрос, старшеклассники выразительно читают текст для всех) "Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась почему-то обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпая по ней руками, окунать в неё лицо..." ("Васюткино озеро", первый рассказ, появившийся на основе ученического сочинения, которое называлось "Жив!"). "Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно мне уж теперь! Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался: - Я ещё у бабушки калач украду! " ("Конь с розовой гривой". Так назван и рассказ, и пряник, купленный бабушкой внуку.) "Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк". ("Фотография, на которой меня нет". Почему? - В день, когда в школе фотографировались, Виктор Астафьев болел. О нём не забыли, принесли фотографию домой). Задание: назовите другие произведения Астафьева, известные вам. (Такое задание получают ребята накануне урока). ("Царь-рыба", "Последний срок", "Затеси", "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Людочка"). Задание: зачитать аннотации к данным произведениям, составленные самостоятельно. (такое задание получают индивидуально учащиеся задолго до урока). Итоговое слово учителя. По мнению современных критиков, "Астафьев - музыкант человеческой судьбы". Сам писатель говорил так: "Нет страшнее доли - остаться человеком наедине с собой, заблудиться в потёмках своей души, окаменеть в самом себе". Действительно, в своих книгах он размышляет о жизни, нашей действительности; думает о человеке, относясь к нему бережно, с огромной любовью; наблюдает за окружающей природой, частью которой и является человек. Творчество Астафьева по праву преподносит читателям жизненные уроки и вселяет надежду на то, что "завтра наступит ясное утро". Ведь каждому из нас "так хочется жить", жить достойно и счастливо. III. Идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Чтение с элементами беседы. 1. Урок начинается с чтения начала произведения учителем. 2. Что за историю поведал писатель в своём произведении? (В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.) Читается отрывок, стр. 13, от слов ""В парке она отыскала давно уж запримеченный тополь..." до слов "...Безбрежной и бездонной". 3. О чём заставил задуматься Астафьев? (Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что есть мы? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват? Что же делать?) 4. В чём трагедия девушки? (Трагедия девушки в том, что она оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Её отравила атмосфера цинизма и бездуховности, которая её окружала с детства.) Особенности композиции рассказа. (составляется вместе с учащимися план композиции, выделяются эпизоды жизни Людочки, определившие её судьбу). Перед выбором. (Почему эту смысловую часть рассказа называем так?) В родном доме. Значение школы в формировании взглядов девушки. Приезд в город. Знакомство с Гавриловной. Городской парк и его "достопримечательности". Людочка и её новые "друзья" (Артёмка-мыло, Стрекач). Родные и близкие. (Докажите правильность сформулированного тезиса.)1 .В родном Вычугане. Правда Вычуганихи. 2. Встреча с матерью, воспоминания об отчиме. 3. Диалог с Гавриловной. 4. Воспоминания об умирающем лесорубе. В жизненном лабиринте. (Объясните лексическое значение названия.Соответствует ли оно содержанию рассказа?) 1. Решительный и трагический шаг. 2. Похороны Людочки. 3. Вторая смерть. 4. Эпилог. Беседа с классом. Сообщения учащихся. 1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите. Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг. Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива. Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений. 2. Кто отнял у неё право жить достойно? Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу. Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек. Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц. Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды". 3. Кто виноват в трагедии девушки? Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами. 4. Что же делать в сложившейся ситуации? Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач. 5. Какова позиция автора? Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой. Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти. Примечание: при рассуждениях учащимися включался анализ эпизодов, иллюстрирующих ответ на вопрос; приветствовалось выразительное чтение отдельных отрывков из произведения с последующими комментариями. В качестве домашнего задания предлагается
Приложения к урокам
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |