Преподавание русского языка Подготовка к ЕГЭ. Тема урока: "Словообразование. Способы словообразования". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 5211 Кудрявцева Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы Презентации к урокуЗагрузить презентацию (3,86 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация, плакаты "Способы словообразования», карточки раздаточный материал; рабочая карта урока, обучающие модули (информационный, практический, контрольный). Цели: Познавательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Задачи:
Технология: проблемное обучение, ЭОР, ЦОР. Литература:
Ход урокаI. Организационный момент.– Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование». II. Целеполагание.Сегодня на уроке нам предстоит:
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней? Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы? Как вы должны будете распорядиться с картой после урока? Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?». Теоретические положения по теме «Словообразование»
Работа с эпиграфом. – Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк? III. Актуализация знаний.На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ. Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории. IV. Фронтальный опрос.– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает? – Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове). – На какие виды делятся морфемы? (, , , ). А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню). Запись в тетрадях учащихся:
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями на ЕГЭ
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство). – Как называются такие корни? (Омонимичные). Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма) V. Информационный модульteleschool.russian.10.05i2_3.oms (Приложение 3) С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть. Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования. Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос – Какие способы образования слов существуют в русском языке? Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году – Итак, приступим Просмотр модуля – Какие способы образования слов существуют в русском языке? Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах. Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу. Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску? – В чём здесь суть? – На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер? – владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько Теория без практики мертва – переходим к практической части Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
VI. Работа с учебником.Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова) Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов). Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий) VII. Самостоятельная работа. Работа с тренажёром.Мы потренировались в определении способа словообразования, а теперь давайте обратимся к заданиям, нацеленным на определение структуры слова. Это умение пригодится вам на ЕГЭ для этого поработаем с тренажёром Ученики по очереди выполняют задания. Знакомство с практическим модулем teleschool.russian.10.05p1.oms (Приложение 3) Ученики по очереди выполняют задания с практическим модулем Итак, всем понятно, как работать с подобными ресурсами? VIII. Контрольный модуль.teleschool.russian.10.05k1.oms, teleschool.russian.10.05k2.oms (Приложение 3) Есть ли среди вас, ребята, кто хочет попытаться пройти контрольный тест и получить за него оценку независимого эксперта, т.е. компьютера Садимся за компьютеры. В правом верхнем углу есть значок в виде зеленого пазла. Выберите любой из них. Кликните по нему мышкой и нажмите воспроизвести модуль. Задания появились. Приступаем к выполнению. Когда закончите, нажмите раздел итоги урока. Там каждому из вас будет поставлена оценка. Вы поставите её в свою рабочую карту а в конце урока мы подведём итог. А мы с вами выполним тестовые задания (Выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой и занесением результатов в карту урока) IX. Подведение итогов. Работа с целями урока.1) Связный ответ ученика (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
2) Слово учителя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое. Вопросы классу:
Написание синквейна
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
– Какой можно сделать вывод? Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания из КИМов ЕГЭ по теме «словообразование» (это задание В1). Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной. – Завершим работу на веселой, шутливой ноте. 1. Миниатюра «Родственники»
(Родня ли Гусеница Гусю?) 2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень). 3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи) Выставление оценок. Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен X. Домашнее задание.Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |