Преподавание русского языка Интеллектуальная викторина "Решение филологических задач"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 986 Лукьянова Ольга Львовна, учитель русского языка и литературы Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеурочное занятие, которое проводится в конце первого полугодия. В течение этого времени в школьном уголке висел материал из серии “Это интересно”, заранее ребята были предупреждены о проведении по данному материалу игры. Учебный предмет: русский язык. Уровень образования школьников. Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов. Они сами создают группы “Эрудитов”, куда входят ребята, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком. Форма учебной работы: внеурочная. Полное описание разработки. Приобретаемые навыки. В ходе подготовки ребята приобретают навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации. В ходе игры – навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность учащихся, повышается эрудиция игроков. Происходит своего рода подготовка детей к участию в олимпиадах. Особенности роли учителя. Роль учителя заключается в подготовке задач интеллектуальной игры и компьютерной презентации, сопровождающей их. Важен также эмоциональный настрой детей на игру, это в большей степени зависит от учителя. Технологические особенности. Для проведения игры необходимо следующее оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, презентация (Приложение №1), раздаточный материал (он висел в школьном уголке русского языка, но возможно кто-то не читал его). Организация работы Организация подготовки к игре. По материалам школьного уголка необходимо составить несколько вопросов в расчёте на проведение мероприятия в течение 2-х уроков. Создать компьютерную презентацию. Участники игры (9-11 классы) предупреждаются о мероприятии ещё в сентябре (когда оформляется школьный уголок). Непосредственно перед мероприятием дети сами создают группы из учащихся своих классов (чтобы комфортно работалось). Компьютерной презентацией управляет сам преподаватель. Подсчёт правильных ответов ведут преподаватели русского языка, классные руководители 9-11 классов. Цели игры:
Задачи игры:
Филологические задачи:
Девиз: “Поверь в себя! Проверь себя!”. Ход игры Учитель: - Здравствуйте, ребята и взрослые! Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Решение филологических задач”. Цель игры: популяризация знаний по русскому языку. Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье “Безграмотность и её причины” писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными. (Приложение№2) Наше внеклассное мероприятие - это та “мера для изживания общественного бедствия”, которую мы предпримем уже сейчас. Мероприятие будет проходить под девизом: “Поверь в себя! Проверь себя!”. Филологическая задача №1. Сколько чисел у существительного в русском языке? Конечно, два: единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета “На заре ты её не буди” (это середина прошлого века). Филологическая задача №2. Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых “устойчивых” слов. Этот список часто так и называется – “список Свадеша” (или ещё “стословный список”). Слова из этого списка исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа “слов-долгожителей”, и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример “10 слов – долгожителей” из русского языка? Филологическая задача №3. Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог “смешал их языки”, они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Слово жюри. Физкультминутка. Эти упражнения полезны для глаз, и стимулируют умственную деятельность.
Филологическая задача №4 Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями? Филологическая задача №5 Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: “Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже”. Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы “спотыкается”, пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо, платье (какое?) электрик. Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал. масака - ? беж - ? бордо - ? хаки - ? электрик - ? маренго - ? терракот- ? фрез -? кардинал- ? Филологическая задача №6. Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?! В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие, а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола, от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть один хозяин – подлежащее, производитель действий. Ориентируясь на это правило, исправьте ошибочные предложения. Филологическая задача №7. Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?! – Ничего, – скажете вы. – Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка... И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по Стране Этимологии. Итак... Термин этимология происходит от грече-ского etymologia, образованного от слов etymon (“истина”) + logos (“слово, учение”), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях:
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить. Объясните происхождение слова близорукий? Задание для болельщиков: Воровские, преступные, профессиональные жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено. В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов “офенского языка” было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает “отличный, замечательный”. Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг “ожило” и снова стало употребительным. ОТВЕТ: клёвый. Подведение итогов решения филологических задач, награждение. РЕФЛЕКСИЯ.
Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач. ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |