Преподавание русского языка
Конспект открытого урока русского языка "Развитие речи. Комплексный анализ текста"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 855
Романенко Наталья Эрвиновна, учитель русского языка, литературы Цели урока: образовательная: уметь анализировать текст, определять тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; развивающая: совершенствовать речь учащихся, способность рассуждать по заданной теме; воспитательная: формирование школьника как личности, развитие творческих способностей, ценностных ориентаций; Методы обучения на уроке: 1. По источнику получения знаний: - словесные
- практические
- наглядные
2. По уровню активности познавательной деятельности: - репродуктивный (анализ языковых единиц, их функционирование в речи)
- исследовательский(анализ языковых единиц разных уровней во взаимосвязи и взаимодействии)
3. По функциям:учебная работа по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (монологические высказывания, анализ текста) Средства обучения: - Дидактический материал (языковые понятия и термины, входящие в программу обучения; тексты и задания к ним).
- Материалы:кабинет русского языка, методическая литература.
Тип урока: урок на основе ведущего материала, форма проведения – семинар, анализ текста. Ход урока I. Организация начала урока: формирование целей и задач урока. II. Вступительное слово учителя: - Из чего состоит наша речь? Неразрывная цепочка: звук – слово – предложение – текст. Главный объект нашего внимания на данном занятии – текст и всё, что с ним связано.
- Сейчас мы выслушаем выступления ребят по вопросам, которые были предложены к семинарскому занятию. Форму выступления каждый выбирает сам. Группы внимательно слушают и оценивают ответы ребят. Допускаются поправки и дополнения – в корректной форме. Первая оценка за подготовку материала к семинару уже выставлена (на доске).
Во время выступления соблюдаем регламент – время указано на доске в модуле урока. III. Выступления групп по предложенным вопросам (Выступления учащихся прилагаются) - Подвожу итог выступления, опираясь на выставленные оценки.
- А теперь, опираясь на теоретические знания, перейдем к практическому анализу текста.
IV. Учитель показывает анализ текста - Читаю текст стихотворения Людмилы Татьяничевой.
Мне говорят, что слишком много Любви я детям отдаю, Что материнская тревога До срока старит жизнь мою. Ну, что смогу я им ответить – Сердцам, Бесстрастным, как броня? Любовь, мной отданная детям, Сильнее делает меня. Людмила Татьяничева. - Это текст: в нем три предложения, объединены одной темой – материнской любви. Главная мысль текста в том, что эта любовь делает человека сильнее.
- В первом предложении – мысль о материнской тревоге, во втором – образ тех, с кем как бы спорит женщина – мать, в третьем – ключевые слова – любви, детям, материнская тревога; любовь, отданная детям.
- Стиль – художественной литературы, приметами которого являются ритм, рифма поэтического произведения;
эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам); метафора (тревога старит) сравнение (бесстрастным, как броня) - Тип речи – повествование, здесь говорится о том, что говорят люди о любви лирического героя; что им отвечает женщина – мать.
- Связь между предложениями цепная; лексические средства связи: текстуальные синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит – делает сильнее, я – они).
- Синтаксические средства связи: использованы предложения типа – вопрос – ответ. Это очень хороший прием, который можно использовать в сочинениях.
V. Комплексный анализ текста по материалам домашнего задания (текст прилагается). Текст с заданиями к нему вы получили накануне. Каждая группа выбрала для ответа тот вопрос, который она будет освещать при анализе данного текста. Уточним, какая группа на какой вопрос отвечают (называю группу – указывают вопрос). Учитель читает текст. Выдержать небольшую паузу. После чтения текста такой красоты и эмоциональной напряженности хочется помолчать и осмыслить услышанное, даже говорить трудно. Дальнейший ход работы: - Учитель читает вопрос.
- Группа отвечает. (Выступления групп прилагаются)
- Все остальные группы выставляют оценки.
VI. Подведение итогов урока. - Какая задача перед нами была поставлена в начале урока? Выполнили ее?
- Подводим итог рейтинга работы групп (по доске).
- Какие особые замечания записали в своих листах оценки работы групп?
VII. Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: (на выбор): - Какие мысли и чувства вызвало у меня повествование В.Г. Короленко о матери и её слепом ребенке?
- Что означают слова, заключающие эпизод повести?
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|