Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Вклад в литературу А.С. Пушкина
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Вклад в литературу А.С. Пушкина


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 879

Строганова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания о вкладе А.С. Пушкина в русское искусство; выработать умения применять сведения по теории литературы на практике;
  • продолжить знакомство с образцами высокой, поэтической речи;
  • выполнять частичный анализ лирических произведений;
  • используя законы стихосложения, создавать собственные лирические произведения.

Оборудование и материалы:

  • кроссворд;
  • заранее написанные строки для определения стихотворного размера;
  • схемы рифмовок;
  • иллюстрации, посвященные зиме;
  • портрет А.С. Пушкина;
  • стихотворения учащихся о зиме;
  • листочки для кодового диктанта;
  • раздаточный материал – фрагмент “Евгения Онегина” о зиме;
  • жетончики.

Ход урока.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о роли одного очень известного поэта и писателя ХIХ века. Я думаю, что вы уже догадываетесь, о ком пойдет речь, но проверить ваши предположения нам поможет разминочный кроссворд.

I. (На доске или ватмане нарисован кроссворд). Ваша задача – узнать, из какого произведения взят отрывок, который я вам зачитаю, и написать фамилию его автора в соответствующие клеточки.

1. Собака была дикая, и лошадь была дикая, и корова была дикая, и овца была дикая, и свинья была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по мокрым и диким лесам. Но самая дикая была дикая кошка. (“Кошка, гулявшая сама по себе” Р.Киплинг).

2. Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (“Бежин луг” И.С. Тургенев).

3. А ну, кончай разговоры! – строго крикнул лейтенант Голощеков, и Звягинцев с не присущей ему ловкостью нырнул в окоп. (“Они сражались за Родину” М.А. Шолохов).

4. Перед своим зверинцем, с баронами, с наследным принцем, король Франциск сидел…(“Перчатка” В.А. Жуковский).

5. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос. (“Гамлет” Шекспир).

6. Тем временем подоспели орудия для удаления зуба. Тетя Поли сделала петлю, надела на больной зуб мальчика. Миг – и зуб повис на нитке. (“Приключения Тома Сойера” М.Твен).

Итак, чья же фамилия читается в выделенных клеточках? (Конечно, Александра Сергеевича Пушкина). Впишем ее в тему и посмотрим самые знаменитые портреты писателя в исполнении Тропинина и Кипренского.

Следующее задание – выбрать из перечисленных мной произведений те, которые написал этот замечательный поэт.

“Борис Годунов”, “Муму”, “Повести Белкина”, “Левша”, “Дубровский”, “Зимнее утро”, “Ромео и Джульетта”, “К другу стихотворцу”. (взаимопроверка; если все полностью правильно, то ученик получает 1 балл к кодовому диктанту, если справится с ним не успешно).

А теперь давайте вспомним заслуги А.С. Пушкина (пять заслуг перечисляют по порядку с места, получают жетончики).

1. Творческая универсальность.

– В чем она выражается? (В том, что он писал произведения, относящиеся к трем родам: эпосу, лирике, драме).
– Давайте записанные произведения распределим по трем родам литературы. (Отвечают с места).
– Произведений какого рода литературы у Пушкина больше всего? (Лирических).
– Чем отличаются лирические от произведений других родов литературы? (Передаются мысли, чувства, переживания автора в поэтической форме, в них есть ритм).
– И сейчас мы с вами поработаем над ритмом, определим в стихотворных строчках стихотворный размер:

1. Прощай, родная пуща… – 3-стопный ямб.
2. Буря мглою небо кроет… – 4-стопный хорей.
3. Тучки небесные, вечные странники… – 4-стопный дактиль.
4. В краю, где по дебрям, по рекам… – 3-стопный амфибрахий.
5. Ты, как утро весны, хороша и свежа… – 4-стопный анапест.

– Какое из этих стихотворений написал Пушкин? (Буря мглою небо кроет).
– А какой стихотворный размер был любимым у А.С. Пушкина? (4-стопный ямб).
– Приведем примеры таких стихов (Мороз и солнце – день чудесный. Друзья мои! Прекрасен наш союз.)

2. Еще одной особенностью творчества Пушкина стало изобретение “онегинской строфы”. В чем же ее особенность? (Строфа состоит из 14 строчек, как в сонете, все три четверостишия рифмуются тремя разными способами, а оставшиеся две строчки – между собой).

– Перед вами лежит знакомая вам онегинская строфа, давайте прочитаем каждое четверостишие и определим вид рифмовки. (Читают 1-ое – перекрестная; 2-ое – парная; 3-е – кольцевая, или опоясывающая).

3. А теперь обратимся к работам некоторых художников, писавших зимние пейзажи: Шишкину, Саврасову, Грабарю, Васнецову, Левитану. Все они очень яркие, интересные, но отражают только один застывший во времени момент. А как же можно описать зиму с помощью слов? Давайте обратимся к богатейшему по своей выразительности языку

А.С. Пушкина и найдем всевозможные художественные средства, с помощью которых рисуются картины в литературных произведениях.

(Плетется рысью – оксюморон,
Бразды взрывая – метафора,
Бразды пушистые – эпитет,
Кибитка летит – олицетворение,
Красный кушак – эпитет,
Заморозил пальчик – синекдоха).

– Какое выразительное средство на уровне фонетики используется в стихотворении? (Аллитерация – взрывные звуки [р] создают образ восторженного крестьянина, а также позволяют “услышать” хруст, скрип свежего снега.)
– Вот какие картины можно создавать с помощью языка, не хуже художников – мастеров живописи. Я знаю, что многие из вас тоже пишут стихи. Давайте зачитаем одно из них, посвященное седой чародейке.

Итак, подходит к концу наш сегодняшний урок. Те, кто набрал пять жетончиков, получают оценки 5; кто четыре – тот 4 и так далее.

А сейчас мы с вами напишем кодовый диктант, который позволит выяснить, какие же выводы по уроку вы сделали. Напоминаю: вы пишете только номер правильного ответа, в результате получите пятизначное число.

III. Кодовый диктант.

– Какое художественное средство используется в строчке “Поутру побелевший двор”.

1.Эпитет. 2. Сравнение. 3 Метонимия.

– Укажите вид рифмовки в четверостишии:

Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег…

1. Перекрестная. 2. Парнаяя. 3. Кольцевая.

– К какому лирическому жанру относится стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу”?

1. Послание. 2. Эпиграмма. 3. Элегия.

– Какое произведение принадлежит перу Пушкина?

1. “Толстый и тонкий”. 2. “Вий”. 3. “Барышня-крестьянка”?

– К какому роду литературы относится произведение “Выстрел”?

1. Эпос. 2. Лирика. 3. Драма.

Передаем с последних столов на первые. Ваш код должен был быть 12131.

IV. Домашнее задание: дома вам предстоит так же ярко и образно, как А.С. Пушкин, описать любую картину с зимним пейзажем либо пейзаж за окном. Обязательно используйте различные изобразительно-выразительные средства. А желающие могут проявить себя в поэтическом творчестве.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21