Преподавание литературы Вклад в литературу А.С. ПушкинаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 879 Строганова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование и материалы:
Ход урока. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о роли одного очень известного поэта и писателя ХIХ века. Я думаю, что вы уже догадываетесь, о ком пойдет речь, но проверить ваши предположения нам поможет разминочный кроссворд. I. (На доске или ватмане нарисован кроссворд). Ваша задача – узнать, из какого произведения взят отрывок, который я вам зачитаю, и написать фамилию его автора в соответствующие клеточки. 1. Собака была дикая, и лошадь была дикая, и корова была дикая, и овца была дикая, и свинья была дикая, и все они были дикие-предикие и дико блуждали по мокрым и диким лесам. Но самая дикая была дикая кошка. (“Кошка, гулявшая сама по себе” Р.Киплинг). 2. Это были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. (“Бежин луг” И.С. Тургенев). 3. А ну, кончай разговоры! – строго крикнул лейтенант Голощеков, и Звягинцев с не присущей ему ловкостью нырнул в окоп. (“Они сражались за Родину” М.А. Шолохов). 4. Перед своим зверинцем, с баронами, с наследным принцем, король Франциск сидел…(“Перчатка” В.А. Жуковский). 5. Быть иль не быть? Вот в чем вопрос. (“Гамлет” Шекспир). 6. Тем временем подоспели орудия для удаления зуба. Тетя Поли сделала петлю, надела на больной зуб мальчика. Миг – и зуб повис на нитке. (“Приключения Тома Сойера” М.Твен). Итак, чья же фамилия читается в выделенных клеточках? (Конечно, Александра Сергеевича Пушкина). Впишем ее в тему и посмотрим самые знаменитые портреты писателя в исполнении Тропинина и Кипренского. Следующее задание – выбрать из перечисленных мной произведений те, которые написал этот замечательный поэт. “Борис Годунов”, “Муму”, “Повести Белкина”, “Левша”, “Дубровский”, “Зимнее утро”, “Ромео и Джульетта”, “К другу стихотворцу”. (взаимопроверка; если все полностью правильно, то ученик получает 1 балл к кодовому диктанту, если справится с ним не успешно). А теперь давайте вспомним заслуги А.С. Пушкина (пять заслуг перечисляют по порядку с места, получают жетончики). 1. Творческая универсальность. – В чем она выражается? (В том, что он писал произведения, относящиеся к трем родам: эпосу, лирике, драме). 1. Прощай, родная пуща… – 3-стопный ямб. – Какое из этих стихотворений написал Пушкин? (Буря мглою небо кроет). 2. Еще одной особенностью творчества Пушкина стало изобретение “онегинской строфы”. В чем же ее особенность? (Строфа состоит из 14 строчек, как в сонете, все три четверостишия рифмуются тремя разными способами, а оставшиеся две строчки – между собой). – Перед вами лежит знакомая вам онегинская строфа, давайте прочитаем каждое четверостишие и определим вид рифмовки. (Читают 1-ое – перекрестная; 2-ое – парная; 3-е – кольцевая, или опоясывающая). 3. А теперь обратимся к работам некоторых художников, писавших зимние пейзажи: Шишкину, Саврасову, Грабарю, Васнецову, Левитану. Все они очень яркие, интересные, но отражают только один застывший во времени момент. А как же можно описать зиму с помощью слов? Давайте обратимся к богатейшему по своей выразительности языку А.С. Пушкина и найдем всевозможные художественные средства, с помощью которых рисуются картины в литературных произведениях. (Плетется рысью – оксюморон, – Какое выразительное средство на уровне фонетики используется в стихотворении? (Аллитерация – взрывные звуки [р] создают образ восторженного крестьянина, а также позволяют “услышать” хруст, скрип свежего снега.) Итак, подходит к концу наш сегодняшний урок. Те, кто набрал пять жетончиков, получают оценки 5; кто четыре – тот 4 и так далее. А сейчас мы с вами напишем кодовый диктант, который позволит выяснить, какие же выводы по уроку вы сделали. Напоминаю: вы пишете только номер правильного ответа, в результате получите пятизначное число. III. Кодовый диктант. – Какое художественное средство используется в строчке “Поутру побелевший двор”. 1.Эпитет. 2. Сравнение. 3 Метонимия. – Укажите вид рифмовки в четверостишии:
1. Перекрестная. 2. Парнаяя. 3. Кольцевая. – К какому лирическому жанру относится стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу”? 1. Послание. 2. Эпиграмма. 3. Элегия. – Какое произведение принадлежит перу Пушкина? 1. “Толстый и тонкий”. 2. “Вий”. 3. “Барышня-крестьянка”? – К какому роду литературы относится произведение “Выстрел”? 1. Эпос. 2. Лирика. 3. Драма. Передаем с последних столов на первые. Ваш код должен был быть 12131. IV. Домашнее задание: дома вам предстоит так же ярко и образно, как А.С. Пушкин, описать любую картину с зимним пейзажем либо пейзаж за окном. Обязательно используйте различные изобразительно-выразительные средства. А желающие могут проявить себя в поэтическом творчестве. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |