Преподавание литературы Художественное своебразие повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок литературы в 6-м классе)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1905 Черняк Раиса Сергеевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: - выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»; Оборудование: аудиозапись Альбионе «Адажио», таблички с названиями средств художественной выразительности, карточки с заданиями, бумага для рисования, фломастеры и карандаши. Ход урока 1. Слово учителя. Вы уже записали дату и тему урока. Обратили ли вы внимание на то, что в конце темы урока знак препинания не поставлен? - Какой знак препинания можно поставить? 2.Учащийся у доски ведет опрос одноклассников по знанию средств выразительности и прикрепляет таблички с названиями на доску. 3.Учитель предлагает детям выбрать форму работы на уроке (индивидуальную, в парах сменного состав, групповую). Учащиеся выбирают работу в парах и групповую. 4. Учитель: - Какие проблемы, поднимаемые А.С.Пушкиным в повети, мы выявили на прошлом уроке? Подтвердите сказанное примерами. - Можем ли мы сказать, что эти проблемы «вечные»? Почему? - Сюжет повести тесно связан с библейским мотивом о блудном сыне. Даже фамилия главного героя – Вырин – означает «рай». Но только ли Дуня оказалась «блудной дочерью»? Кто еще заблудился в жизни, изображенной Пушкиным? - Умер бедный Самсон Вырин. При посещении могилы отца «…легла здесь и лежала долго» «прекрасная барыня» Дуня. Появилась ли у нее возможность повернуть жизнь вспять, вернуть хотя бы одно-единственное мгновение, чтобы попросить прощения у своего отца? - О чем заставляет задуматься повесть? - Как нужно относиться к родителям, чтобы потом горько не сожалеть о том, что вернуть уже невозможно? - Итак, мы поговорили о проблемах повести, а сейчас давайте обратимся к ее художественному своеобразию, поговорим о мастерстве писателя. 5. Учащиеся выполняют работу по карточкам, затем публично выступают со своими ответами, выводами. Выводы записываются на доске и в тетрадях. Карточка №1 Портрет литературного героя.
Вывод №1. Внешность Самсона Вырина очень изменилась, потому что он переживает за судьбу своей дочери. Пушкин показывает душевные страдания героя через его портрет. Карточка №2 Цветопись. Своеобразие цветовой гаммы в произведении.
Вывод №2. В повести «Станционный смотритель» цветовая гамма однообразна, преобладают серые и черные цвета, символизирующие печаль, горе, смерть. Карточка №3 Интерьер.
Вывод №3. Интерьер дома изменился, исчезли мир и порядок, потому что «Дунею дом держался». Неизменными остались только картинки на стене. Эта художественная деталь придает интерьеру дома смотрителя неповторимую индивидуальность, тесно связана с сюжетом повести, говорит о «вечности» темы «блудного сына». Карточка №4 Роль изобразительно-выразительных средств в эпизоде.
Вывод №4. В эпизоде «Посещение рассказчиком кладбища» автор использует метафоры, эпитеты, олицетворение. Эти тропы усиливают трагические мотивы повести, передают настроение рассказчика, придают описанию кладбища выразительность. Карточка №5 Пейзаж в литературном произведении.
Вывод №5. Автор повести «Станционный смотритель» выражает внутреннее настроение героя через пейзажные зарисовки. Учитель: Итак, мы с вами выявили художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» через анализ пейзажа, портрета, цветовой гаммы, интерьера, использование изобразительно-выразительных средств. Все эти средства придают повести неповторимость, индивидуальность. Вы придумали музыку к повести, обратили внимание на символику цвета. А сейчас попробуйте создать ассоциативные рисунки по данному произведению. Учащиеся создают групповые образные рисунки, а затем так же, группами, защищают их. Итог урока. Самооценка работы учащихся на уроке. Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос «О чем плакала Евдокия Самсоновна?» Из комментирования рисунков учащимися: «Самсона Вырина мы изобразили в виде дерева. Правая его половина зеленая, потому что с ним его Дуня, он гордится ею. Левая половина – черная, засохшая. Дерево погибло. Не стало Дуни – спился и умер Самсон Вырин.» «Дуня – это голубовато-красное яблоко. Голубые глаза Дуни символизируют чистоту, невинность. Красный – это ее молодость, красота. Минский – ураган, который сорвал яблоко, оно упало на землю и стало портиться, поэтому появились черные точки – печаль Дуни». «Дуня – это солнышко, потому что она была одна – единственная у своего отца и являлась для него светом в окошке. Самсон Вырин – подсолнух, который поворачивает свою головку вслед за солнышком. Темная туча – Минский – закрыла солнышко. Без света и тепла погиб подсолнух». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |