Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-игра "Следствие ведут знатоки"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок-игра "Следствие ведут знатоки"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 936

Башурова Елена Алексеевна, учитель информатики

Урок-игра «Следствие ведут знатоки»   является  первым  по теме «Причастие» в 7 классе  по традиционной программе. (Слайд №1)  

 Цель урока: путём исследования прийти  к первоначальному понятию о причастии как о части речи. (Слайд №2)

Задачи урока:
Обучающие:продолжить формирование   самостоятельной   исследовательской деятельности; учить видеть отличительные грамматические признаки причастия от прилагательного и глагола; закреплять умения переносить знания аналитического (методологического) характера с уроков на внеклассные занятия.
Воспитывающие:формировать способность учащихся «мыслить истинное, чувствовать прекрасное, желать доброе»;  учиться  самовыражению.
Развивающие:закреплять навык монологической речи; развивать навыки  работы в группах и самостоятельно, анализировать и систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление. (Слайд №3)

Метод:  урок – исследование.
Оснащение урока: интерактивная доска, видеосюжет, ЭОР, компьютеры, традиционный учебник.
Тип  урока: комбинированный.
Модель урока: бригадно-поисковая исследовательская  работа

Планируемые этапы урока
Мотивация
Представление
Работа с интерактивной доской
Самостоятельное обучение (работа с традиционным учебником)
Этап тренировки (работа с ЭОР)
Повторение и углубление знаний (работа с ЭОР)
Контроль (работа с ЭОР)
Домашнее задание (написать грамматическую сказку по пройденной теме).   

Ход урока

Организационный момент: на интерактивной доске и в тетрадях  записываем число, классная работа и пропускаем одну линейку для записи  темы урока (она будет записана позже). Проверяем домашнее задание.
Далее учитель использует игровой элемент для мотивации учащихся –объявляет, что  в учебную часть школы  пришло необычное  известие, с которым предлагает всем ознакомиться. Для этого включает ссылку (Слайд №4) на интерактивной  доске. На доске появляется видеосюжет:
"Ребята! В одном из предложений, записанных на доске, обнаружено слово-незнакомец, тщательно маскирующееся под известные нам  части речи. Но принадлежность его к ним вызывает сомнение. Выяснить подлинную сущность пока не удалось. Требуются знатоки для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца!"

Учитель: Так как "личность незнакомца" нам пока не известна, то в тетрадях пропускается строчка для последующей  записи темы урока.
Отметив, что успех расследования будет зависеть от внимательного анализа всех характерных признаков слова - незнакомца, нашего умения сопоставлять их с признаками частей речи, под которые оно маскируется, начинаем "оперативную летучку" формулируем 3 - задачи следствия (Слайд № 5):

  1. Выяснить, действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи, или это только тщательная маскировка.
  2. Определить степень "родства" с каждой из них и функции, выполняемые ловом - незнакомцем.
  3. На основе этих данных при помощи "фоторобота" установить личность незнакомца.

Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки! На доске заранее записаны предложения:

1. Весёлый   мороз-художник  украшает окна  кружевными узорами.
2. Веселящийся мороз-художник  украшает окна  кружевными узорами.
3. Веселится  мороз-художник,  украшает окна  кружевными узорами.

1-ый этап следствия: обнаружение незнакомца (Слайд № 6).
Ход мышления: так как слово - незнакомец есть только в одном предложении, искать его надо среди слов, которые в примерах не совпадают: веселый, веселящийся, веселится.
2-ой этап следствия - выявление общих и отличительных признаков:  учащиеся разбирают прилагательное и глагол, записывают их схожие и отличительные грамматические признаки в соответствующие колонки, устанавливают, какими  из этих признаков обладает слово веселящийся.
Признаки, совпадающие с признаками прилагательного - подчеркиваются волнистой зелёной чертой, совпадающие с глагольными - прямой синей  чертой. (Слайд № 7)

3-ий этап следствия посвящен определению лексических признаков всех трех слов. Особое внимание обращается на то, что, в отличие от прилагательного, обозначающего постоянный признак (цвет, материал и др.), слово «веселящийся» обозначает признак, возникающий только при наличии действия (вводится термин - признак по действию). При отсутствии действия данный признак появляться не может. Это наводит ребят на мысль об очень тесной связи слова - незнакомца с глаголом. Предлагаю слово веселящийся заменить выражением, совпадающим с ним по значению (абсолютным синонимом): веселящийся  мороз-художник – мороз-художник, который веселится. Предыдущие записи в ученических тетрадях пополняются новыми сведениями (Слайд № 8-9):

4-ый этап - словообразовательный анализ исследуемого слова.
Семиклассники устанавливают, что оно образуется не от именной, а от глагольной основы. Проверить этот вывод можно на примере других слов: выписать в соответствующие колонки прилагательные и глаголы, образовать от них слова, подобные слову веселящийся. На интерактивной  доске даны  два столбика слов (прилагательные и глаголы). От этих частей речи нужно образовать  причастия (Слайд № 11). Одно прикосновение маркера до доски, и в среднем столбике начнут печататься  образованные  причастия. Дальше учитель просит разобрать по составу слова во втором столбике. Дети выполняют это задание самостоятельно в тетради. Затем  преподаватель предлагает сверить правильность выполненного задания с записью на доске. Дотрагивается маркером второй раз до слайда № 11. Шторки разойдутся, и вниманию ребят предстанут правильные ответы.

Великий
Желтый
холодный
увеличивающий
желтеющий
холодеющий
увеличивает
желтеет
холодеет

Учитель: А теперь в тетрадях придумайте 2 подобных примера, разберите по составу и сформулируйте выводы по 3-4 этапам исследования. Ознакомившись с выводами знатоков по 3-4 этапам, даю задание приготовиться к полному отчету о результатах следствия.
Ребята еще раз просматривают табличку, выбирают докладчика, который предлагает "версию": слово-незнакомец не маскируется под прилагательное и глагол, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: изменяется по падежам, числам, родам (как прилагательные), имеет вид, время, может быть возвратным и невозвратным (как глаголы). На наш взгляд, слово является более близким "родственником" глагола, так как:
а)  образуется от глагольной основы,
б)  обозначает признак, возникающий только в результате действия;
в)  лексически соответствует выражению: «…который веселится, т.е. выполняет действие»;
г) в предложении является определением;
д )отличительная словообразовательная морфема- суффикс –УЩ-, -ЮЩ-.
Металлический голос компьютера сообщает:
"Спасибо! Ваши данные заложены в компьютер. Получите фоторобот!"
 
На интерактивной доске  появляется  шуточная таблица "фоторобот". (Она изображает три фигурки: по бокам прилагательное и глагол, между ними причастие, которое держится за руку с прилагательным, но льнет к глаголу). (Слайд № 12)
Семиклассники доказывают, почему фигурку с подписью причастие можно считать соответствующей исследуемому слову, дают определение этой части речи.

5-ый этап - работа с учебником.
После чтения параграфа в учебнике в пропущенной строчке записываем тему и озаглавливаем вторую колонку таблички.
Пока ученики работают с книгой, один записывает на доске предложения:
Вокруг расстилалось вспаханное поле.
Поле уже вспахано.
Просмотрев статью учебника, ребята отмечают, что на уроке не говорилось о наличии у причастия полной и краткой формы и о причастиях-сказуемых.

Здесь необходимо вспомнить, как образуется краткая форма прилагательных, какова их роль в предложении. Два ученика одновременно делают разбор записанных примеров по членам предложения. Отмечаем, что первое из них дает более полное представление об изображаемом явлении. От глагола расстилается, не вписывающегося во второе предложение, образуем причастие. Введя его в предложение вместе с зависимым словом вокруг, приходим к выводу, что использование причастий делает нашу речь гибче, богаче, образнее.

Следующие 2 этапа учащиеся выполняют на компьютерах в парах.

В приложениях к  методическим рекомендациям  урока  представлены ЭОР, их также  можно  скачать  с сайта ФЦИОР. На сайте есть специальное установочное оборудование  для их просмотра. В каждой школе есть папка с ПО Первая помощь. В ней есть диск «ОМС по предметам. Также, как и на сайте ФЦИОР, на данном диске имеется необходимое оборудование, после установки которого  данные  ЭОР будут просматриваться.

6. Работа с ЭОР П 1  (практическая работа)  Слайды № 13-14

7. Работа с ЭОР К 1 (контрольная работа) Слайд № 15

8. Подведение итогов урока, выставление оценок за урок (осуществляется компьютером).

9. Придумать и написать  в творческой тетради  грамматическую сказку по пройденной  на уроке теме.

Приложение
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21