Преподавание русского языка Урок русского языка в 9-м классе "Предложение-период"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1488 Алексеева Валентина Юрьевна, директор, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Ход урока 1.Сообщение темы и целей урока. 2. Коллективная исследовательская работа. 1) На экран проецируется предложение: Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов) 2) Выполнить задания:
3. Обобщение по результатам исследовательской работы. Предложение, подобное тому, что мы записали, называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением. Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной. Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире. 4. Закрепление материала. 1) Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”
а). Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок. б). Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите. в). Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясните постановку тире. 2) Найдите период в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (глава 4, строфа 13), спишите его, найдите части периода. Объясните стилистическую функцию этого периода. Произведите пунктуационный разбор предложения.
3. Конструирование предложения. Завершите предложение так, чтобы первая часть периода состояла из 3 частей. Учтите, что лексическое наполнение предложения-периода должно гармонировать с этим средством эмоциональной речи. Если мы стали грамотными и воспитанными, если мы научились дружить и дорожить…, если мы поняли, что от нас зависит…,- то всем этим мы обязаны … . 4. “Проба пера” Периодическая речь часто используется в стихах для детей. Она может быть очень простой, ясной:
- Попробуйте сочинить стихотворение-период на тему “Весна”. Пример:
5. Итоги урока. 6. Задание на дом: Написать в прозе или в стихах предложение-период с временными или условными придаточными, передав в нем свои чувства – радости, восхищения и т. п. Сделать интонационный, синтаксический и пунктуационный разборы предложения. Использованная литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |