Преподавание литературы Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова "О любви" (конспект урока)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1198 Захаржевская Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель:
Оборудование: Портрет А.П. Чехова, репродукции портретов русских художников второй половины XIX – начала XX века с изображением женщин, доска или лист ватмана для составления кластера. (В данной разработке использованы репродукции Серова, Врубеля, Крамского, Васнецова, Браза.)
1. Выразительное чтение стихотворения А.А. Ахматовой подготовленного ученика. (Стадия вызова)
Беседа с учениками: - Какое настроение выражено в этом стихотворении Ахматовой? Какими предстают образы лирической героини и ее возлюбленного? (Возможно, ученики укажут на чувство светлой печали и отчаяния. Героиня прощается с любовью, но она одновременно счастлива, испытав это чувство. Очевидно, что героиня старается посмотреть на себя со стороны, представляя, что могут подумать подрастающие поколения, но в то же время она надеется на снисхождение и понимание будущих читателей). Возможно, в некоторых классах допустим будет рассказ о биографической основе данного произведения. Детская писательница Л.А. Авилова утверждала, что в рассказе “О любви” отражены ее взаимоотношения с Чеховым – “роман, о котором никогда никто не знал, хотя он длился целых десять лет”. Опубликованные воспоминания писательницы “А.П. Чехов в моей жизни” переиздавались неоднократно. В них Авилова пишет о том, что после прочтения рассказа “О любви” написала Чехову письмо, в котором благодарила за честь “фигурировать героиней хотя бы маленького рассказа”. Воспоминания Авиловой вызвали разноречивые отклики. И.А. Бунин, хорошо знавший Авилову и ценивший в ней “правдивость, ум, талантливость”, полагает, что с воспоминаниями Авиловой “биографам Чехова придется считаться”. Однако нужно понимать: несмотря на связь рассказа с жизнью писателя, мы должны видеть в произведении художественные образы, в которых отражаются чувства, свойственные разным людям, может быть, всем людям, жившим в определенную историческую эпоху. 2. Вступительное слово учителя. Мы продолжаем говорить о любви. Каждый писатель, поэт раскрывает это чувство по-своему, но мы, как читатели, прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности. Что такое любовь? Как она зарождается? На какие жертвы идут мужчина и женщина ради этого чувства? Поговорим об этих “роковых вопросах”. 3. Определяются условия выполнения основного задания урока – характеристики героев рассказа “О любви”. Предлагаем разделить класс по группам или дать задания по вариантам. Ученикам предлагается рассказать о судьбе и характере Алехина и Анны Алексеевны Луганович. Ученикам предлагается основа для ответов: биографические сведения, история знакомства и описание отношений, реплики героев, внутренний анализ Алехина. При этом важно обратить внимание на подтекст, ключевые цитаты, развитие отношений героев. (Стадия осмысления материала). Учитель на данном этапе урока выступает как консультант, собеседник. 4. Определение результатов работы, составление кластера. Ученики сообщают о своих находках. В это время учителем, ассистентами заполняется таблица, которая помогает в графической, тезисной или схематичной форме отразить самые важные мысли. 5. Подведем итоги первого этапа рассуждений: персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга, они похожи в своем одиночестве и неудовлетворенности жизнью. Автор романтизирует отношения героев, рисует их с теплым чувством, приглашает читателя к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне. Культура XIX – начала XX века определяла трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывала высокие нравственные ценности в подрастающем поколении. Обратите внимание на репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла! Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П. Чехова. 6. Перед учащимися ставится проблемный вопрос: почему герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье? Ответы на эти вопросы могут привести к дискуссии: с одной стороны – страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни; с другой стороны – герои осознавали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в российском обществе как высшие ценности. Учитель должен поддержать желание учеников найти ответ в тексте рассказа Чехова, в собственном опыте, в своей душе. (Стадия рефлексии) 7. Подведение итогов. Ученикам предлагается вернуться к эпиграфу урока и ответить на вопрос: как вы понимаете авторское отношение к поставленным перед читателями вопросам? Нужно обратить внимание учеников на то, что Антон Павлович в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям. Домашнее задание.
Список литературы.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |