Преподавание русского языка Использование современной педагогической технологии развития критического мышления на уроках русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 844 Кузнецова Галина Васильевна, учитель русского языка Технология критического мышления предполагает принципы:
Теоретической базой или основами развития критического мышления является наличие трех стадий (основных фаз) в процессе работы с информацией:
Суть технологии критического мышления – изменение, познание самого себя. Данную технологию можно представить в следующей схеме:
Этапы работы с письменным текстом в технологии критического мышления:
Модульное занятие по письму Урок развития речи “Описание местности с помощью воображения” Технологическая карта урока Класс: 6. Общая дидактическая цель: способствовать пробуждению воображения для написания творческой работы. Задачи учителя: создать условия для пробуждения воображения, познания, изменения самого себя в процессе написания творческой работы, развития ассоциативного мышления и коммуникативных умений, эстетического восприятия музыкальных произведений. Ход урока I. Организационный момент. Учитель предлагает сесть так, чтобы каждому было удобно. Кто хочет, может закрыть глаза. II. Целеполагание и мотивация. (Звучит авторская песня дуэта Никитиных “Сосна”) – Ребята, кем себя представляет дуэт авторской песни? – Сосной. – А кем себя иногда представляете вы? – Котенком, которого все жалеют; торшером, у которого все собираются вечером и т.д. (Ответы могут быть самые разные.) – Вы уже достаточно давно общаетесь друг с другом. А что-то новое вы сейчас узнали друг о друге? (Ответы ребят.) То есть вы получили дополнительную информацию о внутреннем мире друг друга. Что нам потребовалось, чтобы представить себя в другой роли? – Перевоплощение. – А что такое воображение? – Способность воображать, фантазировать; это мысленное представление. – Из каких источников мы можем узнать о лексическом значении слова? – Из толкового словаря Ожегова. – Итак, ребята, цель нашего общения сегодня – попытаться описать местность с помощью воображения. Запись темы урока на доске и на листочках, предложенных учащимся для написания творческой работы. III–IV. Инвентаризация (сбор мыслей и идей). Написание черновика Мы будем фантазировать, мысленно представлять. Сейчас снова зазвучит музыка. Сядьте, как вам удобно, кто хочет, закройте глаза. Попробуйте представить картину, которая возникнет в вашем воображении. (Звучит очень мелодичная музыка, слышится крик птицы). Под тихо звучащую музыку говорю детям: “Представьте место, которое вам очень дорого. Вы птица, вы парите на высоте птичьего полета над любимым для вас местом…” Музыка останавливается, ребята записывают на листочках первую фразу: “Перед моим внутренним взором предстала картина…” И продолжают писать. Когда учащиеся напишут все, что им представилось в первый момент (5-7 мин), снова звучит музыка (продолжение). Предлагаю сесть удобно, снова представить картину, которая может возникнуть в воображении. Говорю под музыку: “Вы – птица, вы парите высоко-высоко и снова возвращаетесь к любимому месту. Вы постепенно снижаетесь и уже не видите всю панораму, но видите отдельные детали”. Музыка перестает звучать, и ребята записывают: “Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу…”(продолжают писать). Когда ребята запишут все, что им представилось, предлагаю сесть удобно. Продолжаем представлять. Говорю под музыку: “А сейчас вы еще ниже и можете разглядеть все подробности. Вы касаетесь земли и видите все вокруг…” Музыка перестает звучать. Ребята записывают: “Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу…” Ребятам дается возможность записать все, что им представилось. V. Правка (самостоятельно, в группе). А сейчас самостоятельно прочитайте, что у вас получилось, и отредактируйте текст. Групповая работа. Каждый ученик читает свою работу. Детям предлагается алгоритм работы в группах:
После завершения работы в группах задаю вопросы:
VI. Написание чистовика (редактирование). Ребятам предлагается отредактировать текст самостоятельно. VII. Авторский стул. Издание (публикация). Ребятам предлагается представить свои работы. Они садятся на красивый стул у доски и презентуют свои работы. Остальные учащиеся благодарят их негромкими аплодисментами. VIII. Рефлексия. – Итак, какую цель мы ставили с вами в начале занятия? – Попытаться описать местность с помощью воображения. – А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Возьмите листы рефлексии, оцените свою работу по шкале.
Предлагаю вопросы классу:
Подвожу итоги и благодарю учащихся за работу на уроке. IX. Домашнее задание: проверить работу и переписать в тетрадь. Творческие работы ребят Перед моим внутренним взором предстала картина… Падает снег на мой дом, а я все летаю кругами. Чувствую, что мне грустно, печально. Ничто не радует. Солнце пропало за тучами. Последний, кажется, лучик коснулся родного дома. Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу мое родное окошко. Горит свет. Мама с папой увидели меня. Они уже бегут ко мне, несмотря на то, что я – птица, они узнали меня, обняли и держат на руках. Они вместе со мной поднялись над землей. Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу, что луч солнца пронзает стаи туч. Мне стало вдруг весело. Я понимаю, что меня здесь любят и ждут всегда. И, понимая это, я снова становлюсь человеком. Родители подхватывают меня на руки и несут домой, в мой любимый, родной дом, где всегда тепло и уютно. Перед моим внутренним взором предстала картина… Драгоценный берег реки Вятки, где человек не повредил превосходную, сияющую красотой, пленящую и завораживающую природу нашего замечательного края. Над этим местом радостно парят птицы. Все живое радуется… Теперь я постепенно снижаюсь, и взор мой не может объять все. Я вижу, как на небольшом холме стоит загадочный могучий дуб. А вот и красноголовый дятел, который, радуясь окружающей его природе, постукивает своим клювом. Вокруг дуба, красиво перекликаясь, летают воробьи и синички. Что это? Да это молодой орел парит высоко в небе! А вот приполз ежик с ежатами. Красива нетронутая природа! Наконец, я опускаюсь на землю в том самом месте. Я вижу чистую воду реки, в которой, радуясь, плавают рыбки. Я вижу зеленую травку и выделяющиеся на зеленом фоне разноцветные цветы. Все живое радуется этому месту, и я радуюсь вместе со всеми. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |