Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок русского языка в 11-м классе на тему: "Обобщение и повторение вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок русского языка в 11-м классе на тему: "Обобщение и повторение вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1770

Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы,учитель-дефектолог

Итог изучения темы «Вводные слова и предложения»: (выдается учащимся в виде раздаточного материала)

Изучив тему, вы должны знать:

  • особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений;
  • классификацию вводных речевых единиц по значению;
  • правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений.

Изучив тему, вы должны уметь:

  • различать вводные слова и члены предложения;
  • определять значения вводных речевых единиц;
  • различать вводные и вставные единицы;
  • применять на практике изученные пунктуационные правила;
  • употреблять в речи вводные и вставные единицы.

Ход урока

Часть 1. Организационный момент

Часть 2. Лингвистическая разминка

Цель: закрепить навыки:

  • различать вводные слова и члены предложения;
  • определять значения вводных слов;
  • различать вводные, вставные, придаточные предложения.

Задание 1.

Уровень А.

Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения.

Алгоритм работы к заданию 1 (выдается учащимся в распечатанном виде)

  1. Прочитайте предложение с правильной интонацией.
  2. Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными.
  3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.
  4. Выделите вводное слово запятыми.
  5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтаксическую структуру.

1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.

2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.

Уровень Б

Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения.

К недоумению,   возможно.

Задание 2.

Уровень А

Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Приведите синонимы. Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях?

В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу.

Справочный материал к заданию 2 (выдается учащимся в распечатанном виде)

Группы вводных слов по значению:

  1. выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к ужасу и т.п.;
  2. выражают оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, предположение, возможность и т.д.): конечно, несомненно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, по-видимому, знать, чай, подлинно, пожалуй и т.п.;
  3. указывают на источник сообщаемого: говорят, сообщают, по словам..., по сообщению..., по мнению, по моему, помнится и т.п.;
  4. указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, во-первых, прежде всего, наоборот, например, с одной стороны, с другой стороны, главное и т.п.;
  5. указывают на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, иначе говоря и т.п.;
  6. представляют собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите (ли), вообразите, поймите, знаете (ли), предположим, допустим, скажем, пожалуйста и т.п.

1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере,

2. По-видимому туман скоро рассеется.

3. Кроме того эти выводы преждевременны.

4. Солнце к всеобщей радости светило все ярче.

5. Повторите пожалуйста ваш вопрос.

6. Иначе говоря это дискуссия.

Уровень Б

Составьте предложения с вводными словами, которые:

  1. выражают возможность совершения какого-либо действия;
  2. указывают на связь мыслей, последовательность изложения;
  3. представляют собой призыв к собеседнику.

Задание 3.

Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения.

Алгоритм работы к заданию 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)

  1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения.
  2. Подчеркните грамматические основы.
  3. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически. Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах. Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная.
  4. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными. Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство.
  5. Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками.

1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся.

2. Было это как я совершенно точно помню в самом начале зимы.

3. Если это пройдет я буду спокоен.

4. Опыты никто уже не надеялся их закончить помогли выстроить новую гипотезу.

Часть 3. Закрепление изученного материала

Цель: Закрепить навыки обособления вводных и вставных единиц.

Прочитайте предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. В случае затруднений обращайтесь к справочному материалу.

Справочный материал к части 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)

  1. Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.
  2. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то оно выделяется вместе со всем оборотом: Птица, видимо испугавшись резкого звука, взлетела. В середине обособленного оборота вводное слово выделяется; Птица, испугавшись, видимо, резкого звука, взлетела.
  3. Союз а (реже но) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое (перестановка вводного слова невозможна без нарушения структуры предложения): Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее, (Т.)
  4. Два вводных слова, следующих одно за другим, разделяются запятой. Кажется, например, не обоснован вывод,
  5. Вставные слова, словосочетания и предложения выделяются скобками или тире: После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже Чудовка — так назывался самый крупный из них — была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.

1. Колонна должно быть уже давно снялась на вывозку хлеба. (Павл.)

2. Теперь этому пожалуй трудно поверить.

3. Откровенно сказать я вижу его впервые.

4. Я ел, а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня, сидя напротив, думая о своем. (Багр.)

5. Когда снег весной сбежал в реку мы живем на Москве-реке, на темную горячую землю везде вышли белые куры. (Пришв.)

6. Итак все позади.

7. Все это закончится печально а возможно даже трагически.

8. Он остановился, не решаясь вероятно идти дальше.

9. Отряд остановился по-видимому сбившись с пути.

10. Этот человек кажется однако вызывает неприязнь.

11. Такого бурана рассказывают степняки не было уже много лет. (Фурм.)

12. Когда все кончилось а бой длился около часа, начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А. Т.)

13. Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам. (Л.)

14. Я вам расскажу всю истину только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.)

Часть 4. Работа с текстом

Цель:

  • Продолжить работу по формированию пунктуационной зоркости.
  • Научиться распознавать и выделять на письме вводные и вставные единицы, определять их роль в речи.

(Текст выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения ими задания).

Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные и вставные единицы, их функциональное назначение.

Я убежден например что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину даже в автобусе, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает пусть это даже будут его маленькие дети, — он невоспитанный человек.

Если он любит трунить шутить над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних то тут уж он извините меня просто глуп.

Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.

Часть 5. Работа по развитию речи

(Данный вид работы выполняется учащимися в рабочих тетрадях с последующей проверкой).

Цель:

  • Продолжить работу по формированию навыков совершенствования написанного.
  • Научиться правильно и целесообразно употреблять в тексте вводные слова.

1. Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде.

Я, конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит?

Выйдешь, бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаявшей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслушаешься, само собой, в окружающие звуки.

И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несомненно, согревают душу, придают силы.

2. Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложении. Свой ответ оформите в виде сочинения — рассуждения, употребив, где это целесообразно, вводные слова. Сделайте вывод о правописании выделенного слова.

Соловей в саду пел (по) прежнему.

Часть 6. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме

Тест

(Выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения заданий.)

I. Укажите верные высказывания.

  1. Вводные слова связаны с другими членами предложения по способу примыкания.
  2. Вводные слова не являются членами предложения.
  3. Вставные предложения на письме выделяются запятыми.

II. Установите соответствие между значениями вводных слов и вводными словами в предложениях.

  1. Вводное слово выражает чувства говорящего.
  2. Б. Вводное слово выражает оценку говорящим степени реальности сообщаемого.
  3. Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.
  4. Г. Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыслей.
  1. Это, видите ли, далеко не вся правда.
  2. Плавание, к сожалению, становилось однообразным.
  3. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы.
  4. Все это, прямо скажем, не соответствует действительности.
  5. Задерживать их было, конечно, бесполезно.
  6. День, на радость всем, выдался солнечным.

III. Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).

  1. К досаде его добавилась жалость.
  2. Это значит что была допущена ошибка.
  3. К счастью все обошлось.
  4. Выбор именно тот которого ждали.
  5. Расскажите пожалуйста все сначала.
  6. Он непременно придет.

IV. Установите, что представляют собой выделенные части предложения (знаки препинания на расставлены).

  1. Часть сложного предложения.
  2. Б. Вставное слово.
  3. Вводное слово.
  4. Г. Вводное предложение.
  5. Д. Вставное предложение.
  1. Я не понимал теперь я понял что меня ждет.
  2. Дом правда был небольшим.
  3. Известно что разговор состоялся.
  4. Все это как вы можете догадаться уже не новость.
  5. Яблони шесть были лучшим украшением сада.

V. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных ошибок.

  1. Он ничуть не обрадовался, а напротив, как-то даже растерялся.
  2. Мы уже обо всем договорились, но, возможно, придется еще кое-что уточнить.
  3. Бывало, подолгу слушал я старинные песни.
  4. Работа возможно будет выполнена в срок.
  5. Стоящий у стены человек, никто не обращал на него внимания, вдруг неожиданно вышел вперед.

Часть 7. Подведение итогов урока, объяснение нового домашнего задания

Приложение


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21