Преподавание русского языка Урок русского языка в 11-м классе на тему: "Обобщение и повторение вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1770 Юдин Иван Иванович, заместитель директора ОУ по УВР, учитель русского языка и литературы,учитель-дефектолог Итог изучения темы «Вводные слова и предложения»: (выдается учащимся в виде раздаточного материала) Изучив тему, вы должны знать:
Изучив тему, вы должны уметь:
Ход урока Часть 1. Организационный момент Часть 2. Лингвистическая разминка Цель: закрепить навыки:
Задание 1. Уровень А. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения. Алгоритм работы к заданию 1 (выдается учащимся в распечатанном виде)
1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным. 2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить. Уровень Б Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения. К недоумению, возможно. Задание 2. Уровень А Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Приведите синонимы. Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях? В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу. Справочный материал к заданию 2 (выдается учащимся в распечатанном виде) Группы вводных слов по значению:
1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере, 2. По-видимому туман скоро рассеется. 3. Кроме того эти выводы преждевременны. 4. Солнце к всеобщей радости светило все ярче. 5. Повторите пожалуйста ваш вопрос. 6. Иначе говоря это дискуссия. Уровень Б Составьте предложения с вводными словами, которые:
Задание 3. Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения. Алгоритм работы к заданию 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)
1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся. 2. Было это как я совершенно точно помню в самом начале зимы. 3. Если это пройдет я буду спокоен. 4. Опыты никто уже не надеялся их закончить помогли выстроить новую гипотезу. Часть 3. Закрепление изученного материала Цель: Закрепить навыки обособления вводных и вставных единиц. Прочитайте предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. В случае затруднений обращайтесь к справочному материалу. Справочный материал к части 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)
1. Колонна должно быть уже давно снялась на вывозку хлеба. (Павл.) 2. Теперь этому пожалуй трудно поверить. 3. Откровенно сказать я вижу его впервые. 4. Я ел, а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня, сидя напротив, думая о своем. (Багр.) 5. Когда снег весной сбежал в реку мы живем на Москве-реке, на темную горячую землю везде вышли белые куры. (Пришв.) 6. Итак все позади. 7. Все это закончится печально а возможно даже трагически. 8. Он остановился, не решаясь вероятно идти дальше. 9. Отряд остановился по-видимому сбившись с пути. 10. Этот человек кажется однако вызывает неприязнь. 11. Такого бурана рассказывают степняки не было уже много лет. (Фурм.) 12. Когда все кончилось а бой длился около часа, начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А. Т.) 13. Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам. (Л.) 14. Я вам расскажу всю истину только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.) Часть 4. Работа с текстом Цель:
(Текст выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения ими задания). Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные и вставные единицы, их функциональное назначение. Я убежден например что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными. Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину даже в автобусе, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек. Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает пусть это даже будут его маленькие дети, — он невоспитанный человек. Если он любит трунить шутить над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних то тут уж он извините меня просто глуп. Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Часть 5. Работа по развитию речи (Данный вид работы выполняется учащимися в рабочих тетрадях с последующей проверкой). Цель:
1. Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде. Я, конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит? Выйдешь, бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаявшей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслушаешься, само собой, в окружающие звуки. И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несомненно, согревают душу, придают силы. 2. Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложении. Свой ответ оформите в виде сочинения — рассуждения, употребив, где это целесообразно, вводные слова. Сделайте вывод о правописании выделенного слова. Соловей в саду пел (по) прежнему. Часть 6. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме Тест (Выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения заданий.) I. Укажите верные высказывания.
II. Установите соответствие между значениями вводных слов и вводными словами в предложениях.
III. Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).
IV. Установите, что представляют собой выделенные части предложения (знаки препинания на расставлены).
V. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных ошибок.
Часть 7. Подведение итогов урока, объяснение нового домашнего задания Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |