Преподавание литературы Тематическое планирование по учебнику литературы под редакцией Г.С. Меркина. 5–7-е классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1306 Рыбина Инна Сергеевна, учитель русского языка и литературы Рабочая программа по литературе для 5-го классаОбщее количество часов – 102 часа. Основание для разработки программы.
Автор – составитель: Рыбина Инна Сергеевна. Рабочая программа по литературе для 6-го классаОбщее количество часов – 102 часа. Основание для разработки программы.
Автор – составитель: Рыбина Инна Сергеевна. Рабочая программа по литературе для 7-го классаОбщее количество часов – 70 часов. Основание для разработки программы.
Автор – составитель: Рыбина Инна Сергеевна. Пояснительная записка“Рабочая программа по литературе для 7 класса” составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программе по литературе для 7 класса общеобразовательных учреждений 2004 года (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев) и основана на базисном плане, который отводит на изучение литературы в 7 классе 70 часов. В связи с тем, что литература - базисная учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, цель данного учебного курса – формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире. Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности культурном контексте с использованием понятий языка литературоведения. Выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений. Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. В программе представлены также произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века). Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение. - Различные виды пересказа. - Заучивание наизусть стихотворных текстов. - Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - Устные и письменные интерпретации художественного произведения. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. - Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий; уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты и т.д. Практическая направленность обучения в 7 классе по программе Г.С.Меркина – изучение литературы как искусства слова. Конкретная учебная цель, охватывающая деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития, - обучение эстетическому анализу. Учебная цель изучения литературы в 7 классе – обучение эстетическому анализу в различных аспектах. В программе не введено понятие “развитие связной речи учащихся”. Речевое развитие – психологический процесс. На уроках идёт последовательное речевое развитие, т.е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Руководство самостоятельным чтением осуществляется через систему “Уроков внеклассного чтения”, списки для домашнего чтения находятся в разделе “Приложение”. Для работы на уроках используются тексты изучаемых произведений, привлекается учебник: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев “Литература 7 класс”, М. “Русское слово” 2008 год. Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, видео-урок. 1. Методы работы: - словесные; - наглядные. - практические; 2. По уровню познавательной деятельности: -Объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение); - репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.); - проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации); - эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ); - исследовательский. 3. По функциям: - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование); - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником ); - методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений); - методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование); - методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа). Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю. В целях нормализации учебной нагрузки (учащиеся переходят на новые образовательные Стандарты) по-иному распределён учебный материал Требования к уровню подготовки учащихсяРечевая деятельность. Аудирование. Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника. Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух. Говорение. Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации. Письмо. Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также на морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы с связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии. Текстоведение. Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тесте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте. Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Морфемика и словообразование. По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов. Лексикология и фразеология. Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении. Морфология. Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и, выразительно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. Орфография. Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии. Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |