Преподавание литературы Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева "Человек и природа неразделимы"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 952 Кем Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы Тип: комбинированный, урок с элементами игры-суда. Цели и задачи урока:
Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся, стенд “Земля в опасности”, аудиозаписи: голосовые и музыкальные. Реквизиты для инсценировки… Этапы данного урока: 1. Ориентированно-мотивационный 2. Операционно-исполнительский (обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение нового, самостоятельная работа учащихся) 3. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов) 4. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание. Ход урока I. Запись на плёнке. Голос: XXI век. Ежегодно в атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С планеты исчезло 50% лесов и кустарников. Погибло на планете Земля 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов. Высыхают озёра и реки… - И кто же в этом виноват? Земля, скажи! Земля:
II. 1. Слово учителя. - Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. Планета Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды. И поэтому нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя. Эпиграфом к уроку взяты слова В. Бианки: “Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо воспитывать”. Именно об этом пишет в своих произведениях наш сибирский писатель В. П. Астафьев. Мы с вами прочитали рассказ В. Астафьева “Белогрудка”. Давайте вспомним содержание рассказа и обсудим поведение мальчишек. По содержанию рассказа работала следственная группа, и это дело было вынесено на суд. 2. Суд. Секретарь: Встать! Суд идёт! Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова… Судья: прошу всех садиться. Слушается дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, похитили детёнышей, унесли в деревню, а затем погубили их. Прокурор и защита готовы? Но чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни мальчишек, виновных в гибели куницы и кунят. Слово мальчикам: Мы прослышали, что в наших местах появилась белогрудая куница, и решили посмотреть на редкого зверька. Долго мы выслеживали её и вот, наконец, наткнулись на место, где она жила. Оказалось, что у неё есть дети-кунята. Тогда нам захотелось на них посмотреть поближе. Мы дождались, когда Белогрудка отправилась в поиски за кормом, подошли к гнезду и увидели хорошеньких котят и решили забрать их домой. Судья: Вопрос к защите и обвинению. Хорошо ли поступили мальчики, похитив из гнезда куницы её ещё совсем маленьких детёнышей? Прокурор: Прежде, чем я дам ответ на этот вопрос, хочу рассказать произошедшую историю. Рассказывает историю, затем задаёт вопрос к родителям мальчиков: Видели ли вы кунят, которых принесли дети? Родители: Я видел, что дети принесли кунят. И приказал отнести их обратно, в гнездо, сказав, что они умрут без матери. Но дети не выполнили моего приказа. Судья: Говорили ли взрослые вам отнести кунят? Мальчики: Да, но мы хотели ещё поиграть с ними. Судья: Обвинение, продолжайте. Прокурор: Действительно, хозяин приказал отнести их обратно, но мальчишки пропустили это мимо ушей. К этому времени один кунёнок умер… И один из мальчишек хладнокровно кинул умершего кунёнка дворовому псу, который съел его. А в это время за всем происходящим наблюдала Б. И что же произошло дальше? Уважаемый судья! Прошу дать слово свидетелям: жителям села Вереино. Свидетели. (Рассказывают) Прокурор. Мальчишки. Охотник: Когда я возвратился с охоты, жена рассказала, что обнаружила в погребе куницу, поймала её с трудом и заключила в ящик. Я сказал, что зверёк ни в чём не виноват, отпустил на волю, думая, что больше она не появится, но…ошибся. Оказывается, что куницы – это зверьки, у которых очень сильно развит материнский инстинкт, как, например, у волков. И Белогрудка после этого принялась разбойничать пуще прежнего. И мне пришлось задолго до сезона убить её. Прокурор: Но и даже когда охотник выстрелил в неё, она упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку, собрала все свои оставшиеся силы, вцепилась в горло и умерла, так и не отцепившись, доказав этим свою материнскую любовь. Вот что натворили мальчишки. И я, отвечая на вопрос: Хорошо ли поступили мальчишки? С уверенностью отвечаю, что поступили ужасно. И считаю, что этот поступок непростителен, поэтому мальчишки должны понести суровое наказание. Адвокат: Внимательно выслушав историю, я хочу задать вопрос мальчикам: Осознаёте ли вы, что поступили неправильно? Мальчики: Да. Мы больше никогда не будем совершать такие поступки. Адвокат: Хочу сказать, что мальчики поступили, конечно же, плохо, но они делали всё это необдуманно, они не задумывались о том, что матери кунят будет плохо. Прошу принять тот факт, что они сразу сознались, рассказав всё честно, и уверен, что такого больше не повторится. Уважаемый судья! Уважаемые присяжные заседатели! Обращаюсь к вам с огромной просьбой: не выносить сурового приговора, а дать возможность ребятам искупить вину добрыми поступками. Секретарь. Настало время обсуждения фактов, представленных на суде присяжными заседателями. С какой стороной вы согласны, а с какой нет? (Выскажите кратко своё мнение) Прис. Заседатели. (Высказывают своё мнение) Суд удаляется на заседание. Судья. (Выносит приговор…) 3. Учитель. К сожалению, такое варварское отношение к природе очень часто встречается в реальной жизни… Но у Астафьева есть произведения, рассказывающие о добром отношении человека к животным и природе. Вашему вниманию сейчас будет представлен ещё один рассказ В. Астафьева… Вам необходимо внимательно прослушать его, дать заглавие и подобрать эпиграф из тех стихотворений, которые были заданы на дом. Дети предлагают заглавие, читают стихи. III. 1. Учитель. Мы познакомились уже с тремя рассказами Астафьева (Какими?) И я думаю, что уже можно сделать вывод: о чём же писал писатель и для кого? Ответы учащихся. 2. А теперь давайте послушаем самого писателя. Аудиозапись. Обращение В. Астафьева к молодому поколению. 3. Учитель. Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?. . . (ответы) 4. Своим творчеством вы показали своё отношение к природе… На ваш взгляд, чей рисунок ярче отражает тему нашего урока? Прокомментируйте своё творчество… 5. Итоги. 6. Заключительное слово: Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету. И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:
IV. Домашнее задание. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |