Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева "Человек и природа неразделимы"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева "Человек и природа неразделимы"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 952

Кем Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тип: комбинированный, урок с элементами игры-суда.

Цели и задачи урока:

  1. Дидактическая: на основе изучения рассказов В. Астафьева анализировать характер действий героев
  2. Психологическая: развивать логическое мышление, способность к рефлексии, познавательный интерес
  3. Развивающая: научить видеть и выделять главное, рассмотреть нравственное поведение людей и делать соответствующие выводы
  4. Воспитательная: формировать гражданскую позицию, воспитывать гуманное отношение к природе, животным, любви к родному краю, чувства ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде; выработка добросовестного отношения к порученному делу, уважение друг к другу.

Оборудование: портрет писателя, эпиграф, выставка творческих работ учащихся, стенд “Земля в опасности”, аудиозаписи: голосовые и музыкальные. Реквизиты для инсценировки…

Этапы данного урока:

1. Ориентированно-мотивационный

2. Операционно-исполнительский (обобщение и закрепление, игра-суд, рассмотрение нового, самостоятельная работа учащихся)

3. Рефлексно-оценочный ( заключительный: обобщение и подведение итогов)

4. Индивидуально-дифференцированное домашнее задание.

Ход урока

I. Запись на плёнке.

Голос: XXI век. Ежегодно в атмосферу выбрасывают миллионы тонн вредных веществ. С планеты исчезло 50% лесов и кустарников.

Погибло на планете Земля 150 видов животных и на грани исчезновения находится ещё 240 видов.

Высыхают озёра и реки…

- И кто же в этом виноват? Земля, скажи!

Земля:

- Да это же люди!
Я вас прошу – вглядитесь в эти лица,
Попристальней вглядитесь. Не спеша.
Один из них – грабитель. И убийца.
Другой – спаситель. Светлая душа.
Один из них – мутит и травит воды.
В лесу деревья валит без нужды.
Другой защитник. Сын своей природы.
Он не ведёт с ней яростной вражды.
И отзовётся счастье это в детях.
И где бы нас дороги ни вели –
Я за разумных. Я за них. За этих.
За бескорыстных Рыцарей Земли.
Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошенная природа
Уже не в силах сделать ничего.
И поползёт проказа запустенья.
И пересохнут ниточки воды.
И птицы вымрут. . . И падут растения,
И зверь не обойдёт своей беды.
И сколько тут корыстей не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты,
Она спасенья просит у людей.

II. 1. Слово учителя.

- Земля в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы.

Планета Земля в беде! В беде реки и озёра, моря и океаны – вся земля! Но беды природы – это прежде всего наши беды. И поэтому нам предстоит искать пути спасения планеты и самих себя.

Эпиграфом к уроку взяты слова В. Бианки: “Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо воспитывать”. Именно об этом пишет в своих произведениях наш сибирский писатель В. П. Астафьев.

Мы с вами прочитали рассказ В. Астафьева “Белогрудка”. Давайте вспомним содержание рассказа и обсудим поведение мальчишек.

По содержанию рассказа работала следственная группа, и это дело было вынесено на суд.

2. Суд.

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Уважаемый судья! Группа к слушанию дела о вереинских мальчишках готова…

Судья: прошу всех садиться. Слушается дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около деревни белогрудую куницу, у которой родилось трое кунят, похитили детёнышей, унесли в деревню, а затем погубили их.

Прокурор и защита готовы?

Но чтобы лучше понять обвинение и защиту, следует знать историю жизни мальчишек, виновных в гибели куницы и кунят.

Слово мальчикам:

Мы прослышали, что в наших местах появилась белогрудая куница, и решили посмотреть на редкого зверька. Долго мы выслеживали её и вот, наконец, наткнулись на место, где она жила. Оказалось, что у неё есть дети-кунята. Тогда нам захотелось на них посмотреть поближе. Мы дождались, когда Белогрудка отправилась в поиски за кормом, подошли к гнезду и увидели хорошеньких котят и решили забрать их домой.

Судья:

Вопрос к защите и обвинению.

Хорошо ли поступили мальчики, похитив из гнезда куницы её ещё совсем маленьких детёнышей?

Прокурор:

Прежде, чем я дам ответ на этот вопрос, хочу рассказать произошедшую историю.

Рассказывает историю, затем задаёт вопрос к родителям мальчиков:

Видели ли вы кунят, которых принесли дети?

Родители:

Я видел, что дети принесли кунят. И приказал отнести их обратно, в гнездо, сказав, что они умрут без матери. Но дети не выполнили моего приказа.

Судья:

Говорили ли взрослые вам отнести кунят?

Мальчики:

Да, но мы хотели ещё поиграть с ними.

Судья:

Обвинение, продолжайте.

Прокурор:

Действительно, хозяин приказал отнести их обратно, но мальчишки пропустили это мимо ушей. К этому времени один кунёнок умер… И один из мальчишек хладнокровно кинул умершего кунёнка дворовому псу, который съел его. А в это время за всем происходящим наблюдала Б. И что же произошло дальше?

Уважаемый судья! Прошу дать слово свидетелям: жителям села Вереино.

Свидетели.

(Рассказывают)

Прокурор.

Мальчишки.

Охотник:

Когда я возвратился с охоты, жена рассказала, что обнаружила в погребе куницу, поймала её с трудом и заключила в ящик.

Я сказал, что зверёк ни в чём не виноват, отпустил на волю, думая, что больше она не появится, но…ошибся.

Оказывается, что куницы – это зверьки, у которых очень сильно развит материнский инстинкт, как, например, у волков.

И Белогрудка после этого принялась разбойничать пуще прежнего. И мне пришлось задолго до сезона убить её.

Прокурор:

Но и даже когда охотник выстрелил в неё, она упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку, собрала все свои оставшиеся силы, вцепилась в горло и умерла, так и не отцепившись, доказав этим свою материнскую любовь.

Вот что натворили мальчишки.

И я, отвечая на вопрос: Хорошо ли поступили мальчишки?

С уверенностью отвечаю, что поступили ужасно. И считаю, что этот поступок непростителен, поэтому мальчишки должны понести суровое наказание.

Адвокат:

Внимательно выслушав историю, я хочу задать вопрос мальчикам:

Осознаёте ли вы, что поступили неправильно?

Мальчики:

Да. Мы больше никогда не будем совершать такие поступки.

Адвокат:

Хочу сказать, что мальчики поступили, конечно же, плохо, но они делали всё это необдуманно, они не задумывались о том, что матери кунят будет плохо. Прошу принять тот факт, что они сразу сознались, рассказав всё честно, и уверен, что такого больше не повторится.

Уважаемый судья!

Уважаемые присяжные заседатели!

Обращаюсь к вам с огромной просьбой: не выносить сурового приговора, а дать возможность ребятам искупить вину добрыми поступками.

Секретарь. Настало время обсуждения фактов, представленных на суде присяжными заседателями.

С какой стороной вы согласны, а с какой нет?

(Выскажите кратко своё мнение)

Прис. Заседатели.

(Высказывают своё мнение)

Суд удаляется на заседание.

Судья.

(Выносит приговор…)

3. Учитель.

К сожалению, такое варварское отношение к природе очень часто встречается в реальной жизни…

Но у Астафьева есть произведения, рассказывающие о добром отношении человека к животным и природе.

Вашему вниманию сейчас будет представлен ещё один рассказ В. Астафьева…

Вам необходимо внимательно прослушать его, дать заглавие и подобрать эпиграф из тех стихотворений, которые были заданы на дом.

Дети предлагают заглавие, читают стихи.

III. 1. Учитель.

Мы познакомились уже с тремя рассказами Астафьева (Какими?)

И я думаю, что уже можно сделать вывод: о чём же писал писатель и для кого?

Ответы учащихся.

2. А теперь давайте послушаем самого писателя.

Аудиозапись. Обращение В. Астафьева к молодому поколению.

3. Учитель.

Ребята, а как вы заботитесь о пернатых, животных, растениях?. . .

(ответы)

4. Своим творчеством вы показали своё отношение к природе…

На ваш взгляд, чей рисунок ярче отражает тему нашего урока?

Прокомментируйте своё творчество…

5. Итоги.

6. Заключительное слово:

Надо бережно относиться ко всему живому, надо беречь свою планету.

И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением:

Берегите Землю.
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повелики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем, ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

IV. Домашнее задание.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21