Преподавание литературы Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 4593 Шешина Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: ознакомление с автором, Человеком и Гражданином и его произведением “Царь – рыба” . Задача урока:
На доске: Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне. Высказывания – эпиграфы, подобранные учащимися к произведению (задание дано заранее)
Ход урока I. Краткие сведения о творческом пути В.Астафьева (сообщение учащегося). II. Вступительное слово учителя. Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе. Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год. В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности. В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами. К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.
III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах. – В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы? (И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.) – Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской, (индивидуальные задания: учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно использовать и местный материал.) Комментарий учителя. Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству. Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств. Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”. IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст. (Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.) 1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525]. – Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения. (Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].) – Как ведут себя люди после трагедии? (Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.) – Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга” (Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.) 2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382] – Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях? (Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя. Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу. – По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка” (На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.) Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу... до интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..” [стр. 385] – Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения? (Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.) Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.) – В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички? (Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.) – Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина? (Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.) – Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458]. – Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина? (Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает: “Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа. – Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев? (Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.) – Можно ли считать Акима положительным героем? (Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.) – Что умеет Гога Герцев? (Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583] – Как относятся артельщики к старикам и детям? (Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359] – Какова авторская позиция в этой главе? (Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя. Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами: “Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”. V. Рефлексия – Как вы понимаете эти слова В.Астафьева? Размышления учащихся. – Обращаемся к эпиграфу. Уместны ли эпиграфы в разговоре о произведении “Царь-рыба”? Комментарий учителя. Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения. VI. Домашнее задание. – В тетради закончите предложение: “В его книгах...” Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |