Преподавание русского языка Урок развития речи в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1877 Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению по миниатюре А.И.Солженицына “Город на Неве”. Цели урока:
Оборудование:
Программа урокаI. Оргмомент.Ii. Этап актуализации субъективного опыта учащихся:– Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Наша задача – подготовиться к написанию сочинения-рассуждения. Запишите тему урока “Подготовка к сочинению-рассуждению по миниатюре А.И.Солженицына” Город на Неве”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? III. Повторение композиции сочинения-рассуждения.1.Слово учителя: В соответствии с требованиями экзаменационная работа должна обязательно содержать… Что? 2. Составление плана:
3. Работа над лексикой сочинения: заполнить таблицу, ответив на вопросы.
IV. Работа по тексту А.И.Солженицына.1. Слово учителя: – Есть люди, которых называют столпами общества, самыми непререкаемых моральными авторитетами. Именно они одним своим существованием удерживают на должной высоте такую духовную планку, к которой всем нам ещё тянуться и тянуться. К личностям такого масштаба, безусловно, относится и Александр Исаевич Солженицын. (Именно по одному из его произведений мы сегодня и будем писать сочинение.) Почему уже несколько поколений россиян считают этого писателя “совестью наций”? 2. Выступление ученика с сообщением “А.И.Солженицын – совесть нации”. 3. Слово учителя: – Текст, с которым мы будем сегодня работать, взят из цикла миниатюр “Крохотки”. Они писались в разное время. Первые из них были созданы с 1958 по 1960 год. Многие в связи с велосипедными поездками автора по Средней России. Попытки напечатать их на Родине в 60-х годах оказались тщетны. Ходили в самиздате. Первая публикация – журнал “Грани” (Франкфурт, 1964, №56). В 1996-1999 Солженицын вновь пишет “Крохотки”. Этот шаг писатель объяснил так: “Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там – не мог…” (из письма в “Новый Мир”). Обратимся к миниатюре “Город на Неве”. Жанр этого произведения – путевой очерк. 4. Словарная работа: Путевой очерк – одна из разновидностей художественно-публицистического жанра, отличается большей описательностью, создается на материале, собранном во время путешествий. 5. Выразительное чтение миниатюры “Город на Неве”: Город на Неве Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия. Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку. Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища и дремлют. Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою России. Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки… Какое счастье, что здесь уже ничего нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова. Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты. Чуждое нам – и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту. Косточки наших предков слежались, сплавились, и окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные. Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны расстрелянных и слёзы жён – всё это тоже забудется начисто? Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?.. 6. Беседа: – Почему Солженицын посвятил своё произведение Петербургу? – Чем покорил его город? 7. Выступление ученика: заочная экскурсия по Петербургу. 8. Работа с текстом, заполнение рабочей таблицы:
9. Создание различных вариантов вступительной части сочинения-рассуждения. Задание: продолжите вступление. 1 вариант А.И. Солженицын – великая личность, писатель, внёсший огромный вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории… 2 вариант Санкт-Петербург.… Сколько поэтов, писателей воспели его красоту в своих творениях! 10. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя: – “Солженицын – продолжатель традиций русской классической литературы. Как и у Федора Михайловича, его тема – надо начинать с себя. К этому призывал и сам так жил. Всегда оставался верен своим нравственным понятиям” (Юрий Любимов, режиссёр). Как важно сохранить в себе этот нравственный стержень! Этому мы учимся у писателя. 11. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |